Большая игра: США, Китай, Россия
Прочла я недавно мнение одного телеграмера по поводу Большого шелкового пути и могу с ним, телеграмером Терем-теремок ,согласиться. Почему нам надо было бояться появления в Крыму китайцев, когда он был еще в Украине, как связать войну в Афганистане и китайскую политику. Почитайте сами.
Среди нашей патриотической общественности широко распространены антиамериканские и прокитайские настроения. А мне вот кажется, что всё далеко не так, как хотелось бы пламенным борцам с империалистическим и сатанинским Западом.
Недавно я предположил, что военная операция союзников в Афганистане, начавшаяся после терактов 11 сентября, — это не что иное, как сдерживание китайской инициативы «Один пояс — один путь». И думает мне, что в этом вопросе мы выступаем тактическими союзниками с американцами. Объясняю.
Поднебесная явно не хочет, чтобы новый шелковый путь ставился в сильную зависимость от России (ибо в этом случае Москва будет для Пекина тем же, чем и Вашингтон, сидящий на Малаккском или Ормузском проливах), и поэтому ищет альтернативные маршруты, в обход нас по югу. Поднебесная, кстати, вообще не горит большим желанием вкладываться в нашу экономику. Покупать нефть и газ — это да. Но вот серьезные инфраструктурные и промышленные проекты идут с большущим скрипом. И прямые китайские инвестиции в тот же Казахстан раз в десять больше, чем в Россию. Как вам такое, а?
А теперь немножко истории. В начале декабря 2013 года, когда в Киеве на майдане в палатках уныло жгли костры грязные хохлы, Янукович посетил Китай, результатом чего стали договоренности о создании в Крыму зоны экономического развития Нового Шелкового пути с многофункциональным логистическим хабом, рассчитанным на грузооборот в 140 млн тонн в год. Вот статья в Независимой газете от 9.12.2013 под заголовком Китайцы приступают к освоению Крыма. Шелковый путь идет в обход России (http://www.ng.ru/economics/2013-12-09/1_china.html):
«Китайская зона в Крыму включает и Севастополь, и территорию в районе Евпатории, где будет построен глубоководный порт. Кроме того, китайцы планируют построить в Крыму новый аэропорт, верфи, нефтеперерабатывающий завод, терминал для сжиженного природного газа, учебные центры, пляжи и зоны отдыха. До сих пор китайцы не объявляли Крым частью своего Шелкового пути, который пока проходит в стороне от РФ. Китайская экспансия в Украине может изменить расстановку сил при обсуждении российско-украинских экономических проектов».
А вот аналогичный материал на Газета.ру от 10.12.2013: Украина продает Крым — но не России (https://www.gazeta.ru/business/2013/12/09/5796029.shtml). Или вот еще интересное: газета «Жэньминь жибао» – официальный печатный орган Компартии КНР – разъяснила, что строительство глубоководного порта в Крыму позволит Пекину на целых 6000 километров сократить торговый маршрут в Европу (http://newrezume.org/news/2015-03-03-1428).
Вам не кажется, что пока наши глуповатые патриоты с советскими мозгами боялись базы НАТО в Севастополе, в Кремле опасались чего-то другого? Я понимаю, что патриотические шаблоны трещат от подобных предположений. Но, вообще, шаблоны и стереотипы — штука вредная и даже опасная. Пусть трещат и лопаются. Это полезно для свободного мышления.
P.S. Кстати, ВВП поручил включить в комплексный план развития транспортной инфраструктуры мероприятия по расширению БАМа и Транссиба. К 2024 году пропускная способность магистралей должна вырасти в 1,5 раза — до 180 млн тонн, а срок доставки контейнеров из Владивостока до западной границы РФ составит 7 дней. Пока остальные маршруты нового шелкового пути сталкиваются с массой препятствий, Россия предлагает наилучшие условия по логистике. Кстати, эта реконструкция БАМа и Транссиба обойдется и без китайских проектов — Япония и Южная Корея в состоянии полностью обеспечить товаропоток. Этим мы в ближайшее время и займемся. Они все еще драться будут за наши магистрали)))
P.P.S.
А вот и про Афганистан.
Часто пишут об Афганистане как арене противостояния США и России, поддерживающих разные группы. По факту так и есть, но я вот чего думаю — а что нам делить с янки в Афганистане? По поводу чего такое противостояние? Американцы хотят организовать хаос в нашем «мягком подбрюшье», а мы им мешаем?
То есть 17 лет американцы с союзниками торчат здесь, проводят дорогущую военную операцию, несут серьезные потери, и всё это, чтобы потенциально угрожать России «хаосом» в Средней Азии?
Я не большой стратег, но кажется от Афганистана мы защищены рядом среднеазиатских республик, поэтому в случае распространения угрозы с южного направления, будет время остановить ее на дальних рубежах, на чужой территории обкатывая свою военную машину. Неприятно, конечно, однако не смертельно, и для амеров овчина явно выделки не стоит — 17 лет войны и чего? Короче говоря, я предполагаю, что единственная весомая причина для пребывания американского военного контингента в горах Гиндукуша — новый китайский шелковый путь.
Заметили такую вещь — разговоры о нем ведутся уже долгие годы, но кроме каких-то общих заявлений и кем-то нарисованных схем в интернете ничего, по сути, нет. Идея явно застопорилась в своей реализации. Трудности с выбором маршрута.
Мне кажется, китайцы не хотят прокладывать его через Россию — это самый простой и безопасный путь, но он дает слишком сильные козыри русским. Поэтому иметь альтернативный маршрут, в обход России по югу, для Пекина было бы крайне желательно.
Если в моих рассуждениях есть доля истины, было бы не лишним посмотреть на ту же войну в Афганистане или, например, на украинский кризис как на проявления стратегии сдерживания Китая.
А что если наши интересы здесь в значительной мере совпадают с американскими?
А кто-нибудь, вообще, понимает, что сейчас в мире происходит? По части торговых войн и формирования нового расклада сил — кто с кем, кто против кого, какие правила? Контакты на самом высоком уровне идут нон-стопом, встречи одна за другой, да вот поди ж ты разберись.
***
Читаю аналитику и прихожу к выводу, что китайцы, на самом деле, не пылают желанием осчастливить нас своими инвестициями и проектами. Да еще стараются снизить цены на газ. Короче, не всегда ведут себя по дружески. Или я чего-то не знаю.