О дальней авиации, а также Игоре Сикорском и его «Илье Муромце»

Меньше недели назад мы вспоминали ракетчиков,  и вот подоспела очередь другого компонента ядерной триады. Сегодня в России отмечают День Дальней авиации. Именно 23 (или – 10 по ст. ст.) декабря военного 1914 года Николай II утвердит решение о формировании эскадры самолётов «Илья Муромец»…  К императору и этой  эскадре мы ещё вернёмся…

Пока же сообщим, что упомянутый «Илья Муромец» – самый большой на тот момент самолёт в мире – по совпадению, впервые поднимется в небо ровно годом раньше – 23 декабря 1913-го. (Строго говоря, он не был первым большим самолётом Сикорского… полугодом раньше взлетел его «Русский витязь», однако единственный экземпляр угробят совершенно фантастическим образом: на мирно стоявшую на лётном поле чудо-машину сверху рухнет двигатель другого самолёта!..) Сикорский, впрочем, в считанные месяцы выдаст новую – и существенно улучшенную – конструкцию.

Буквально два слова о самом Сикорском, тем паче, что в советские времена эту фамилию упоминали неохотно… в конце концов, он же – американский «Мистер вертолёт»! В 1918-м, когда строительство «Муромцев» будет заброшено, разочарованный конструктор переберётся через финскую границу. (Ему повезло, а вот генерала Шидловского, первого командира той самой первой эскадры по пути не то застрелят, не то даже зарежут).

…Впрочем, поначалу казалось, что не так уж повезло – Сикорский предложит свои услуги французам; те чуть не выдут аванс на партию бомбардировщиков – но тут же передумают… война-то закончилась!..  Конструктор переедет в Америку; будет перебиваться уроками математики; организует, впрочем, фирмочку в каком-то сарае – но продолжит бедствовать, пока не явился добрый волшебник в лице композитора Рахманинова; с его пяти тысяч ещё тех баксов и начнётся многолетний полёт Сикорского – вплоть до включения в национальный зал славы изобретателей США… Эх, сплоховали большевики, чего там… Ну – хоть выпустили.

Вернёмся к «Муромцу». Это был деревянный гигант с тридцатиметровым размахом крыльев. По нашим временам мощь его двигателей (четыре по сто лошадок в каждом) может показаться несерьёзной (как и тут же поставленный мировой рекорд грузоподъёмности – тонна с небольшим; да и рекорды дальности – вроде перелёта Петербург – Киев), однако дело было сто лет назад! Как говорят, Его величество лично прибудет полюбоваться на чудо техники, после чего пожалует конструктору орден Св. Владимира и сто тысяч рублей на продолжение работ… (Важно заметить, что изначально «Муромец» затевался как самолёт пассажирский, причём, «премиум-класса» (или, бери выше, «люкс»?). Во всяком случае, в нём было освещение, отопление, спальня  и ванная с туалетом! Более того, имелась прогулочная палуба для желающих «прокатиться с ветерком»).

Однако, началась война… обстановку салона придётся сменить на аналогичное по весу количество бомб, плюс пулемёты. Военное ведомство закажет сначала десять – потом целых тридцать два самолёта… И тут выяснится поразительная вещь – толком летать на «Муромце» может один человек на всю страну — сам Сикорский!.. Прочие же пилоты рапортовали о куче недостатков – да и попросту боялись этой махины… Какие уж тут бомбардировки!

Дело чуть не затормозилось, однако вмешается упомянутый Михаил Шидловский. (Пока не генерал, а руководитель авиационного направления «Руссо-Балта», где «Муромец» и делали. Завод, к слову, – вагоностроительный). Этому энергичному человеку удалось убедить начальство, что самолёт может и нуждается в доводке, но и пилотам требуется специальная подготовка! А раз так – «Муромцы» следует выделить в отдельное подразделение. Император идею одобрит, иначе праздновать бы нам в какой-нибудь другой день…

Так появится тяжёлая авиация – то есть эскадра, с которой мы начали. Всего за военные годы «Муромцев» построят около восьмидесяти; потеряно из них будет два с половиной десятка – причём боевые потери составили всего четыре машины. (В воздушном бою собьют и вовсе один – причём его разом атаковали два десятка немцев). «Муромцы», в свою очередь расправятся с двенадцатью истребителями, впрочем, главной их задачей было бомбить – и количество сброшенных бомб оценивают в шестьдесят пять тонн (включая рекордную 400-килограммовую).

Остальные потери произойдут, что называется, «по техническим и погодным условиям», не считая машин, сожжённых при отступлении. Что было дальше? По понятным причинам, производство прикрылось. Существует Декрет Совнаркома от 22 марта 1918 года по формированию Северной  группы из трёх «Муромцев», но вылеты во время Гражданской можно пересчитать буквально по пальцам, и особых подвигов за нашими «Летающими крепостями» не числится. Впоследствии несколько самолётов вернутся к своему первоначальному, гражданскому предназначению – но, вследствие отсутствия ремонтной базы, продолжалось это недолго… Последний «Муромец» приписанный к Серпуховской лётной школе, поднялся в воздух в 1923-м…

P.S. А 22 декабря 1930 года взлетит первый ТБ-3 (он же – АНТ-6) – Туполевские машины (конечно, последующих поколений) и сейчас составляют костяк нашей Дальней авиации… Впрочем, это – совсем другая история.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Linda на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии