О «Дне Д»
В Нормандии сейчас проходят памятные мероприятия, посвященные высадке союзников со своим долгожданным Вторым фронтом.
Россия на памятных мероприятиях в Нормандии будет представлена на уровне дипломата посольства в Париже…
Высадка состоялась 6 июня 1944 года.
В советской историографии к этому событию относились несколько пренебрежительно – зато в новые времена (и в новых, известно кем написанных учебниках) стали чуть ли не сопоставлять с Курской битвой… Как водится, истина лежит где-то посередине… впрочем, невозможно отрицать очевидного факта – союзникам было просто некуда деваться!.. Не вмешайся они – и Красная армия, оставив позади Берлин, благополучно выкатилась бы к Ла-Маншу… Несомненно, на всём пути её встречали бы цветами – а провожали красными флагами; учитывая изрядную популярность в те времена левых и, конкретно, коммунистических идей, Европа получила бы, помимо единой ГДР, ещё и социалистическую Францию – да и много других сюрпризов…
Вы скажете, о разделе Европы к тому времени уже договорились?.. Да – и потому англо-американские воздушные эскадры один за другим упорно превращали в руины немецкие города из будущей «советской» зоны, а Черчилль уже вовсю обдумывал, как бы ему (с немцами вместе) опять погнать этих русских за Урал… Есть, правда мнение, что союзники оттянули на себя часть сил вермахта с Восточного фронта, непохоже… (Кстати, в «День Д» Красная Армия вовсю наступала в Белоруссии).
Тем не менее, «Оверлорд» остаётся крупнейшей десантной операцией в истории – и подготовка шла долго и тщательно. Первоначально рассматривались три плацдарма: Па-де-Кале (путь самый близкий – но тут-то немцы, учитывая это обстоятельство, и подготовились к встрече); Бретань (оборона номинальная – но далековато), пляжи Нормандии окажутся, так сказать, «золотой серединой».
Целые тома написаны об ухищрениях разведок: в частности, союзники имитировали концентрацию двух армий, якобы, нацеленных на Норвегию и Па-де-Кале (здесь отличится двойной агент Хуан Пужоль, примечательный тем, что ухитрится оторвать за свои труды не только орден Британской империи – но и германский Железный крест). В ход пойдут и катера с аэростатами (немецкие локаторы будут принимать их за большие корабли), и ложные десанты манекенов (к ним прилагались динамики, которые транслировали стрельбу и громкие команды) — каких только хитростей не придумают!..
(Некоторые, впрочем, считают, что немцы попросту сочли высадку в Нормандии маловероятной – сложный рельеф, сильное течение, примечательно, что, когда события уже развернутся, германские генералы не двинут с места войска – и аж до конца июля всё ещё будут караулить основной удар на побережье Ла-Манша).
Скажем пару слов о немецкой обороне – пресловутый германский «Атлантический вал», невзирая на своё громкое название, существовал больше как «оружие пропаганды» – укрепления были не достроены и оснащены разнокалиберной (в основном – трофейной) артиллерией (включая пушки времён Первой мировой). Не лучше дело обстояло и с личным составом – до половины его составляли всякие «восточноевропейские легионы» (которые, само собой, поспешат сдаться); а остальные были немцы, но – старших призывных возрастов (как правило – ближе к пятидесяти), либо «ограниченно годные» (имелась, например, целая дивизия желудочных больных, сидевших на диете). Добавим, что по танкам и живой силе союзники имели трёхкратное преимущество – а самолётов у них было почти одиннадцать тысяч против ста шестидесяти немецких.
Таким образом, преимущество в воздухе получилось подавляющим – и, с началом операции, немцы окажутся буквально «вбомблены в землю». (Ещё более эффективный огонь вёл флот. Кстати, «Днём Д» могло стать 5-е – операцию перенесли из-за плохой погоды)
Всего точек высадки было пять – и в четырёх вермахт практически не сопротивлялся. Проблемы возникнут только у американцев на плацдарме «Омаха». Собственно, сложности эти были, что называется, рукотворные – сначала армады бомбардировщиков дружно свалят сотни тонн своего груза куда попало (в сущности, не попадая даже в пляж); затем чрезмерно опасливые капитаны начнут высадку чуть ли не в четырёх километрах от берега – и на двухметровой глубине. (Перетонуло немало десантников; плюс двадцать семь из тридцати двух плавающих танков в одном батальоне, и двадцать из пятидесяти одного – в другом). Впрочем, и здесь дело не затянется – уж слишком велик был перевес союзников…
P.S. …В течение дня первые полтораста тысяч англо-американо-канадцев, девятьсот танков и шестьсот орудий будут высажены на плацдарме шириной в восемьдесят километров – но наступление начнётся спустя пару недель, когда численность группировки возрастёт до полутора миллионов. Впрочем, это – совсем другая история.