О Монферране

23 января 1786 года родился Огюст де Монферран, архитектор, работами которого восхищаются до сих пор.

Вообще-то, парня звали Анри Луи Огюст Рикар, его мать была дочерью торговца, а отец проделал любопытную карьеру от учителя верховой езды до директора Королевской академии в Лионе, где-то по пути и пристанет  звучная дворянская приставка. Впрочем, дед Огюста был инженером, потому молодой человек поступит в архитектурную школу, где его учителем, в частности, станет создатель стиля «ампир» и архитектор самого Наполеона, Шарль Персье…

Учёба Огюста Монферрана несколько раз прерывалась как раз из-за Бонапарта с его войнами, в которых будущий архитектор то и дело принимает участие, причём будет ранен и удостоится Ордена Почётного Легиона.

Впрочем, в 1814-м Наполеон сойдёт со сцены; служба закончится, а в Париж прибудет наш Александр I. Каким-то образом Монферрану удаётся  пробиться к русскому императору с заранее заготовленным «Альбомом разных архитектурных проектов, посвященных Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I»! Все эскизы (вроде Триумфальной арки «Храброму российскому воинству» – уж не спрашивайте, откуда у наполеоновского офицера возникла такая идея; возможно, он просто переписал название) — так вот, все эскизы сопровождались описанием материалов и сметой (как говорят – изрядно заниженной, ничто в этом мире не меняется).

В любом случае, русский царь красивые рисунки бойкого француза заметит, и вскоре Огюст Рикар получит приглашение в Петербург.  (Как выяснится – навсегда; он проживёт здесь сорок лет, став Августом Антоновичем). Правда, поначалу дела как-то не пошли – Монферран попадёт  под начальство другого известного творца Северной столицы – испанца Бетанкура, а тот соберётся, было, пристроить его художником на Императорский фарфоровый завод, но стороны не договорятся о зарплате (Огюст изначально ценил себя дорого!..)

Однако недоразумение не затянется. как раз в это время Александр затеял перестройку Исаакиевского собора, но все участники конкурса так и норовили камня на камне не оставить от первоначального здания (творцы – что возьмёшь!..) Монферран воспримет царское техзадание буквально  и пририсует к творению Ринальди пролёты и портики, сделав из него равноконечный крест. Александру опять понравится понятливость француза, проект был утверждён, и стройка началась.

Существует мнение, что на протяжении всей своей карьеры Монферран был не столько архитектором, сколько рисовальщиком, правда, замечательно искусным; косвенно это подтверждается тем, что по мере воплощения его проекта в жизнь выявится масса конструктивных недочётов. (Хотя, могла здесь примешаться и зависть коллег к «выскочке» – обвинят же Огюста, впридачу, в каких-то «злоупотреблениях»!..) Однако, Александр крепко прикипел к проекту (к тому же, работы начались – деньги, что называется, «были потрачены»!),  потому для решения возникающих загвоздок привлекут дополнительные конструкторские мозги (того же Бетанкура), но Монферран останется главным архитектором.

Строительство Исаакиевского собора займёт четыре десятилетия, а за это время Огюст отметится рядом других проектов, среди которых наиболее известна Александровская колонна. Дело было уже при Николае – желая  увековечить память брата, тот даст весьма чёткие указания: колонна должна быть выше бонапартовой Вандомской  и подобна Трояновой в Риме. (Монферран поначалу нарисовал какой-то гигантский обелиск, но практичный император его забанит, и француз быстро исправится).

Именно Монферран, наконец-то, поднимет и установит на фундамент московский Царь-колокол, а ещё он будет участвовать в проектировании собора Нижегородской ярмарки  и задумает, но не успеет осуществить памятник уже Николаю. (Надо сказать, обласкан он был при всех царях – получит генеральский чин действительного статского советника, не считая орденов и иных почестей).

P.S. Тем не менее, Александр II не сочтёт возможным исполнить просьбу католика быть похороненным под творением всей его жизни – Исаакиевским собором. (А ведь Монферран предусмотрительно и местечко для себя предусмотрел!..) Ограничатся тем, что погребальная процессия трижды объедет вокруг собора, а затем прах француза отправят на родину, где он и затеряется…

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Linda на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

1 Комментарий
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии