О памятнике Александру III
5 июня 1909 года в Санкт-Петербурге, вблизи ныне Московского (а тогда Николаевского) – вокзала, открыли памятник Александру III.
К тринадцатому российскому императору (правившему, по совпадению, тринадцать лет) мы ещё не раз вернёмся, пока же заметим – в нашей историографии Александр III стал неким «символом реакции» (как-никак, повесил брата самого Ленина!) – но беспристрастные цифры свидетельствуют: да, протестное движение при нём пошло на спад – но, возможно, дело не в репрессиях, а в бурном росте экономики? Или в том, что за эти годы Россия ни разу не воевала – за что благодарные современники назовут царя «Миротворцем»?.. Между тем, империя успешно продвигалась на Дальний Восток и укрепляла позиции в Европе.
Впрочем – вернёмся к памятнику. Творение скульптора Трубецкого вызвало дискуссии ещё на стадии макета: великий князь Владимир Александрович и вовсе заподозрит в нём карикатуру! Но решающее слово принадлежало вдовствующей императрице – а Мария Фёдоровна одобрит портретное сходство… (Сходство и впрямь налицо – но вот подданные не привыкли видеть царствующих особ запечатлёнными в простецкой одежде и верхом на тяжеловозе).
Потому либералы будут вовсю состязаться в остроумии: «Стоит комод. На комоде бегемот. На бегемоте обормот», – а наш великий живописец Илья Репин зайдётся от восторга: «Верно! Верно! Толстозадый солдафон!» (Надо сказать, Александр Александрович и впрямь придерживался во всём простоты, и неумолимо экономил на расходах своего двора – но кто же поставит это в заслугу «душителю свободы»?)
Заказчик памятника, Николай II, поначалу уступит матери – но потом вознамерится сплавить монумент в Иркутск, «…отправить в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорблённых сыновних глаз…» впрочем, он так этого и не сделает.
P.S. Большевики сшибут с постамента надпись «Основателю Великого Сибирского пути» и нацарапают издевательские стишки. На десятилетие октябрьской революции царя «посадят» в клетку и украсят серпом, молотом, и надписью «СССР» – а ещё через десять лет, наигравшись, уберут в запасники Русского музея. Удивительно, но памятник стоически выдержит все испытания и дотянет до 1994-го, когда его извлекут на свет божий и установят – правда, не на прежнее место, а возле Мраморного дворца. (Между прочим, раньше здесь был музей Ленина, а у входа красовался броневик)
Перевозка памятника на новое место