Отличается умом и сообразительностью: почему не нужны беспилотные танки
Беспилотные летательные аппараты настолько прочно вошли в современную жизнь, что их практически не замечают. В море тоже полно искусственного интеллекта — и управляемые торпеды, и автономные роботы-связисты. А вот на суше всё как-то грустно. Как насчёт беспилотных танков? Почему они до сих пор не появились? Мы выяснили.
Чудо-оружие
История беспилотных танков достаточно длинная и давняя. Уже в двадцатых годах прошлого века начались первые опыты по созданию танка, который бы лихо врывался на поле боя, раздавая люлей противникам, — и всё это без участия людей.
Над таким чудом техники работал советский конструктор Владимир Бекаури. Его телетанки, создаваемые на базе серийных машин, должны были уничтожать противника из огнемётов, подрывать доты зарядами взрывчатки и даже поражать врага отравляющими веществами. Опыты по созданию супероружия продолжались практически целый век — и ведутся по сю пору. Но эра телетанковых баталий всё не наступает.
Разберёмся, в чём же дело.
Есть сигнал!
Начнём с банального — управления танком.
Идеальный вариант — оператор управляет, танк едет, целится и стреляет. Да-да, почти как в любимой игре, можно даже штаны не надевать. Увы, в реальности радиосигнал глушится, причём гораздо проще и эффективнее, чем в случае с беспилотными летательными аппаратами.
Отдать в руки врага десяток уникальных машин, потому что «абонент временно недоступен» — малоинтересная перспектива.
Остаются два варианта: либо оператор идёт за танком, управляя им с помощью провода (опять же вопрос дальности управления и возможности обрыва провода), либо за рычаги управления сажают искусственный интеллект.
Недостаточный IQ
Хорошо, давайте выберем последнее. Искусственный интеллект сам едет, сам стреляет, в случае захвата сам подаёт команду на подрыв танка.
Боевой робот Уран-9 (фото: Алексей Китаев)
Но увы. Больше десяти лет тысячи специалистов учат машины ездить по ровным дорогам со знаками и разметкой — какая тут может быть поездка в лесополосе?
Человеческий мозг всё ещё гораздо эффективнее самого современного и навороченного компьютера.
Любой солдат-срочник легко объяснит, где можно проехать, а куда лучше не соваться. А вот определение пути даже для обучаемой нейросети на данный момент — практически недостижимая задача. Мозг человека учился этому миллионы лет. Это не мы такие умные — это достижение наших предков.
Искусственному интеллекту нужно серьёзно повысить мощность, а затем учёным несколько лет предстоит заниматься обучением нейросетей, чтобы достичь относительно стабильных результатов.
Два солдата из стройбата
Ладно, по поводу отличных водительских качеств танкистов-людей я немного погорячился. Загнать танк в такую грязь, что и не вытащишь — это запросто. И никакие миллионы лет эволюции не помогут — начнёт солдатик хлопать глазами: «Я думал, проедет, мне показалось, что тут мелко».
С другой стороны — сами накосячили, пусть сами и выбираются. Бревно сняли — и вперёд! Увы, но никакой, даже самый прекрасный искусственный интеллект в такой ситуации на это не способен. Он будет слать сообщения, считать время без движения, но вытаскивать танк — нет.
До тех пор, пока существует опасность зарыть танк по уши, будет нужна и постоянная помощь танкистов‑людей.
Огоньку, по-дружески
Искусственный интеллект должен не только ловко ездить, минуя деревья, противотанковые рвы и надолбы, но ещё и стрелять. Желательно метко. Желательно в противников. И возникает главный вопрос: как ему объяснить, кто тут свой, а кто чужой? Особенно в горячке боя, когда и люди-то ни черта не понимают.
Кстати, во время иракской кампании потери американцев от огня по своим были очень и очень велики.
Вот поэтому и не доверяют компьютерам пушки и пулемёты. И до создания искусственного интеллекта сильного типа вряд ли что-то изменится.
Увы, многие учёные считают, что «умный» искусственный интеллект вообще нереально создать.
Скорее всего, управление при помощи компьютера поставят на турели, охраняющие сверхсекретные объекты. Там-то уж каждый, кто появится в прицеле, — на сто процентов противник. Хотя военные всё же боятся — не крикнет железяка «стой, кто идёт!», не скатится по процессору слеза, когда турель начнёт прошивать пулями незадачливых грибников.
Фото Минобороны РФ
Вот и получается — проекты беспилотных танков есть, а используют их в основном сапёры и специалисты по обезвреживанию. Телеуправляемые танки очень легко перехватить. А тем машинам, которыми управляет искусственный интеллект, ни вождение доверить нельзя, ни стрельбу.
Конечно, разработки будут появляться постоянно. И, вполне возможно, на вооружение даже поступят подобные дроны — но их полноценное применение в бою мы ещё явно не скоро увидим.
***
У каждого своя ниша. Есть саперы-беспилотники, антитеррористические беспилотники. Ждём теперь связистов, эвакуаторов, посыльных, снабженцев, многих других, кому не надо стрелять и ходить за окопы.