Поставим вот тут : что будет после смерти договора РСМД
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности пока ещё жив, но некрологи ему пишут всю неделю. Ещё бы: сам президент США заявил, что ему это больше не надо. Берём мир, добавляем ракеты средней дальности — и получаем…
Соглашение ещё можно спасти, и нужно. Но сани требуется готовить летом. Итак — кто, что, где и когда может выкатить в поле, если договор РСМД падёт, и к чему это приведёт?
Тронул — ходи
Начнём с США, поскольку все уже решили, что именно они сейчас ка-а-а-а-а-ак…
Так вот, у США ничего нет. Но они хоть и хамы, да честные: заявили, что выходят, потому что нет — а надо. И что же им надо? Тут следует напомнить, что на планете с точки зрения американца две беды: русские и китайцы. Поэтому и разработки будут вестись по двум направлениям, с немного разными акцентами.
Во-первых, американцы по-быстрому могут сляпать Наземную Систему Продвинутого Внушения Надёжного Расширенного Сдерживания, представляющую собой грузовик с крылатыми ракетами: «томагавками»(дальность 1600 км обычный, 2400 км ядерный) или JASSM-ER (около 1000 км обычный при воздушном старте, с земли ещё вопрос, куда улетит).
Смысла в такой системе, с учётом общего превосходства США в крылатых ракетах воздушного и особенно морского базирования, примерно ноль, но можно пафосно разместить в Польше и отчитаться перед Конгрессом за американское лидерство, сдерживание ревизионистской России и великий вклад Вашингтона в евроатлантическую солидарность.
Во-вторых, в штатах на стадии проектирования технического облика находятся несколько высокоточных ракетных комплексов с гиперзвуковыми планирующими боеголовками — в том числе с дальностью до 2250 км на первых порах. И вот это уже серьёзно.
С одной стороны, когда их ещё сделают. С другой, это следующий шаг после «Першинга-2» с его радарным наведением при отвесном падении. У комплексов всё наоборот: плоская, не шибко высотная планирующая траектория (не баллистическая), а управление блоком на ней усложняет обнаружение и перехват. Ну и точность там тоже будет очень на уровне.
«Першинги», с их 1770 км, из Баварии и Баден-Вюртемберга дотягивали почти до Москвы. В столицу они уже не попадали, но это не мешало ракетам высокоточно угнетать всё по пути, включая командные пункты, узлы связи и те же самые пусковые установки «пионеров» в Белоруссии. Сейчас ФРГ вряд ли пустит эти ракеты к себе, но ничего — есть бывшие страны Варшавского договора, ныне члены НАТО. Так что радиусы можно начинать считать из Польши, Латвии, Румынии. Про Украину не говорим, тут война может начаться, если только заикнуться о том, что появление ракет там возможно.
Мерзкая железяка, говорим прямо.
А следующим шагом может появиться такая же, но с дальностью все 3500-4500 км, и вот тут сильно напряжётся Китай. Конечно, Восточная Азия это вам не Восточная Европа — туда ракеты придётся заносить силой, обильно смазав её деньгами, а не отбиваться от выстроившихся в очередь местных царьков, позавчера вступивших в НАТО и жаждущих разместить ракеты у себя в стране побыстрее да побольше.
Но, будучи занесённым, такой комплекс начнёт угрожать китайским средствам блокирования зоны доступа (точнее, A2/AD — «ограничения и воспрещения доступа и манёвра»): дальнобойным средствам ПВО, противокорабельным ракетам, высокоточным ракетам средней дальности (мы ж помним, что КНР договор РСМД не подписывала, да?) и противоспутниковым ракетам. То есть всему тому добру, что долго и тщательно копилось под мудрым руководством китайского ЦК, чтобы при случае осложнить жизнь американскому империализму, решившему нагло помешать попыткам Пекина восстановить конституционный порядок на Тайване.
Далее, есть ещё Северная Корея, по которой тоже иногда руки чешутся шваркнуть. Американцы даже лет двадцать назад такую доктрину придумали: силовая борьба с распространением в мире ракет и ядерного оружия.
Делаете вы боеголовку и ракету для неё, пыхтите у себя в сарае, а тут без СМС и регистрации бесплатно прилетает вам на голову что-то высокоточное — и агу.
Так вот, такие системы средней дальности с планирующим гиперзвуком на верхушке — едва ли не идеальное средство для этого.
США вообще-то хотят их и для подводных лодок, и это даже в чём-то удобнее — но они сразу попадают под договор СНВ (там учитывается вся морская баллистика с дальностью от 600 км), а там всё уже сосчитано 20 раз и лишних носителей нет. Да и вопрос в том, что получится сделать раньше? А задачи, возможно, надо будет решать уже завтра.
Комсомольцы, наследники «пионеров»
И вот как только такая ракета после Азии заедет в Европу, вот тогда начнётся самое веселье.
Потому что там её уже будут ждать товарищи. К середине 2010-х годов Россия разработала и испытала ракетный комплекс РС-26 «Рубеж». Американцы одно время гундели, что это ракета средней дальности, но наши потом невозмутимо пульнули ею почти на 6000 км, после чего вражина поняла, что облом ей по этой теме: всё, что на суше больше 5500 км — это межконтинентальная ракета.
Но вопрос остался: за каким чёртом нужна межконтинентальная ракета с такой дальностью, и не средний ли класс на самом деле перед нами, просто натянутый на глобус для крючкотворства? «Пионер», ты стал взрослым, ты теперь комсомолец?
Ещё раз: ничего разрабатывать не надо, всё уже испытано. Запускай в серийное производство. В 2018 году сказали, что не будут этого делать, денег нет. Но тут, как говорится, если надо, то…
Про «Рубеж» вообще мало что известно точно, кроме того, что это в основе слегка урезанный «Ярс». (Ну так и «Пионер» в основе — порезанный «Темп-2С», который не очень получился, — это потом уже из них из обоих «Тополь» сделали.) Но в прессе кое-где гуляли намёки на то, что на него чуть ли не гиперзвуковой планирующий блок «Авангард» поставить можно.
Какая там будет дальность при запуске этой лопаты на таком разгоннике — вопрос вопросов, но есть ощущение, что Европе хватит.
В любом случае, это прекрасный носитель для гиперзвуковой высокоточки регионального применения.
Про крылатые ракеты на наземном шасси мы можем только скорбно повторить позицию МИД РФ: они есть, но летают не более чем на 500 км. Госдеп США неистово огорчён этим заявлением, бьётся головой о стену, ежегодно пускает пузыри в докладах об «очевидных нарушениях» — но помочь Госдепу мы ничем не способны, сами не местные.
При всей скорбности этого умозаключения мы, однако, не можем не отметить, что все составляющие успеха у России есть. Мобильные пусковые установки проектировать не надо — опыт «искандеров» на руках. Отработка применения оперативно-тактических крылатых ракет с «искандеров» на учениях идёт уже несколько лет, то есть вопросы всестороннего обеспечения и логистики проработаны хотя бы на базовом уровне.
Задел по крылатым ракетам есть — екатеринбургский «Новатор» делает их на потоке и на флот («Калибр» 3М14), и на сушу (9М728). Вот только «калибры» летают в точности как «томагавки», а 9М728 — нет. Ну и… делу-то, наверное, недолго помочь?
Американцы считают, что такой комплекс у России уже есть, и из-за этого-то весь шум и подняли — в виде повода к роспуску договора. Мы этого утверждать со всей доказательностью не можем, потому что, ещё раз напомним, сами тут не местные. Но даже если комплекса и нет, то, как мы только что увидели, создать его в России можно едва ли не быстрее, чем в США возродить сухопутный «Томагавк».
Так что если это кого-то утешит — чем поколотить горшки в Старом Свете, обе стороны придумают.
Тем временем в пагоде у мандарина
А китайцы же тоже на месте не стоят. Они в этот раз первые начали разворачивать мобильные ракеты средней дальности с корректируемыми боеголовками, чем озадачили американцев. Но теперь у них новое развлечение: гиперзвуковые планирующие блоки. То есть всё то же самое, что и у больших мальчиков — впервые Китай на равных включился в гонку новейших вооружений с США и Россией. Причём в Штатах ещё и ноют, что они уже отстают по гиперзвуку.
Кстати, крылатые ракеты на наземных шасси у китайцев тоже есть — CJ-10. Летают минимум на те же 1500 км. Китайцам они не то чтобы совсем критичны в регионе (баллистика заруливает), но тоже подбавляют угара в происходящее.
И получается такая идиотская ситуация, когда США и Китай начинают развёртывать ударные средства друг против друга в регионе Восточной Азии. Такие ракеты — лакомая цель для первого удара. И если вдруг случится обострение борьбы за мир, то думать оппоненты будут не о том, как бы ситуацию разрядить, а о том, как бы не прозевать упреждающий удар и не потерять свои драгоценные ракетки.
Достаточно неудачно чихнуть, чтобы всё это на всякий случай запустили.
Американцы, анализируя ядерные стратегии, называют такую ситуацию дилеммой «запускай-или-потеряешь» — вместо стабилизации кризиса, наоборот, начинается эскалация.
Договор РСМД же люди не случайно заключали вот так, по хардкору. Всю эту сплошную дестабилизацию уже проходили в Европе в начале 1980-х с «пионерами» и «першингами», которые, в отличие от предшественников, умели попадать не только куда-то в периметр Лондона. А с нынешними техническими средствами станет ещё веселее.
Плохо, что потом всё придётся повторять второй раз. Но, наверное, хорошо, что в этот раз не в Европе. Она нам ещё пригодится в относительно целом состоянии.
Хочется, конечно, верить, что достойные государственные мужи соображают, что делают. Что они за мир, ядерное разоружение и равную безопасность для всех.
Что людям важнее не кто первый начал, а куда мы таким образом зайдём. Что Карибский кризис уже был, после чего несколько сотен неглупых товарищей и господ придумали эффективную систему ограничения стратегических вооружений.
Что уже выросло поколение, которому не надо объяснять все трудности с удержанием под контролем «ограниченной» ядерной войны. И что высокоточное оружие в неядерном оснащении может стать таким же спусковым механизмом ядерного удара, поэтому крики «мой гиперзвук неядерный» вызывают только усмешку.
Что, когда обсуждаются последствия разгрома РСМД, то обсуждающие понимают реальный смысл слов «стратегическая стабильность», а не вкладывают в него что-то типа «это когда я царь горы и пиво подают». И что они не будут удивляться, когда через 20 лет в мире, насмотревшемся на выступления ковёрных клоунов, число ядерных держав удвоится — на всякий случай, потому что в этой тёмной подворотне уже не только грабануть, а ещё и убить могут.