«Пурпурное сердце»: об истории самой известной награды США
На Войне за независимость США эту награду вручали, чтобы поощрить простых солдат за их лишения. В Первую мировую — за доблесть и особые заслуги в бою. Во Вторую — за ранения или погибшим, посмертно. Со временем медаль «Пурпурное сердце» превратилась в самую узнаваемую награду США.
Сейчас ей награждают военнослужащих, погибших или раненых при исполнении воинского долга. Эта медаль символизирует жертву, принесённую солдатом, и благодарность страны за это. Награждённых поддерживают благотворительные фонды, признавая, что они отдали службе самое ценное. Это то, что общеизвестно. Но история медали не так проста, как можно подумать.
На лицевой стороне сердца пурпурного цвета с бронзовой каймой изображён профиль Джорджа Вашингтона в мундире генерала Континентальной армии. На обратной стороне — надпись «За военные заслуги». Происхождение «Пурпурного сердца» действительно восходит корнями к Войне за независимость США 1770-80-х годов, на которой Вашингтон был генералом.
В те годы, когда тринадцать бывших британских колоний сражались за свою свободу, медали обычно выдавали лишь генералам и старшим офицерам — людям, под чьим руководством одерживались важные победы и занимались крупные города. Сержанту, капралу или, тем более, простому солдату получить медаль или иную правительственную награду было практически нереально.
Но война за независимость имела идеологическую основу — теоретически декларировалось всеобщее равенство. Кроме того, хотя сражаться против опытных британских «красных мундиров» было само по себе нелегко, куда больше армию изматывали болезни, голод и бесконечные марши через грязь, дождь, снег и ветер.
Легенда гласит, что Вашингтон решил чем-то наградить простых солдат за лишения, которые они претерпевали, но Континентальному конгрессу было некогда заниматься подобным. Тем не менее, в 1782 году будущий первый президент США таки учредил «Знак военных заслуг». Это был кусок пурпурной материи в форме сердца, обшитый серебряной тесьмой. Пурпурный цвет, со времён Древнего Рима ассоциировавшийся с правителями и знатью, должен был подчёркивать заслуги солдата и визуально выделяться на его мундире.
Вашингтон писал: «Военачальник, желающий поощрить отвагу своих солдат, повысить боевой дух или отметить любую значимую заслугу, волен наградить за каждое проявление таковых заслуг знаком, носимым на левой стороне груди, изготовленным из холста или шёлка пурпурной окраски и обшитым по краю кружевной тесьмой. Поощряться данным знаком должна не только доблесть в бою, но также выдающаяся верность и прочие проявления служебного рвения».
«Знаком военных заслуг» были награждены как минимум три человека. Все они проявили себя героически на службе колониям. Все трое — шпион и два военнослужащих — относились к нижним чинам. Знак был своего рода аналогом современной Медали Почёта. Он официально считается первой американской воинской наградой, хотя двумя годами ранее Континентальный конгресс учредил «Медальон верности» для участников задержания британского офицера Джона Андре, позже казнённого за шпионаж. Поскольку впоследствии этот медальон никому больше не присваивался, он считается разовым памятным знаком отличия.
Фарид Мамедов: На самом деле, точно не известно, скольким солдатам Вашингтон раздал эту награду. Записи времён Американской революции говорят о большем числе людей. В 2000-х годах выяснилось, что награда Уильяма Брауна, которая выставлялась в музее города Эксетер, Нью-Гемпшир, возможно, принадлежит другому человеку. Так награждённых стало минимум четверо.
«Пурпурное сердце» могло, однако, разделить судьбу «Медальона верности», поскольку было надолго предано забвению. С момента роспуска Континентальной армии в 1783 году и до начала Американской гражданской войны в 1861-м никаких официальных воинских наград никому не выдавали.
Во время гражданской войны и позднее, до конца Первой мировой, конечно, был учреждён ряд наград за героизм и самопожертвование, но «Пурпурное сердце» оставалось забытым.
Фарид Мамедов: Не стоит думать, что американские солдаты, проливавшие кровь за свою страну, не носили отличительных знаков. Прямыми предшественниками «Пурпурного сердца» во время Первой мировой были нашивка о ранении (введена в сентябре 1917 года) и заменивший её шеврон о ранении (с октября 1917 года).
В 1932 году «Пурпурное сердце» фактически сменило шеврон. Их обладатели были первыми в очереди на получение новой-старой награды. Среди получивших шевроны о ранении были и свои рекордсмены — например, рядовой первого класса Чарльз Беджер. Свой первый шеврон он получил во время Мёз-Аргоннского наступления, когда вместе с напарником вынес с нейтральной полосы троих раненых, включая офицера.
После учреждения медали «Пурпурное сердце» Беджер оказался самым титулованным — у него их набралось десять штук. К сожалению, послевоенная судьба солдата сложилась трагически. Он долгое время мыкался без работы. Единственными, кто ему помогал, были такие же ветераны, как и он сам. В 1922 году Беджер устроился в полицию г. Канзаса. Через месяц, участвуя в перестрелке с преступниками, он получил пять ранений, одно из которых — в голову. Беджер выжил, но это плохо сказалось на его здоровье. Ветерана уволили из полиции через 12 лет без выходного пособия. Он запил, в 1936 году поджог свой дом и пытался убить жену. Был задержан полицией и умер через несколько дней от ожогов. Алкоголизм и бедность часто преследовали ветеранов Первой мировой. Государство им практически не помогало.
Знайте, что за мир приходится платить высокую цену
Когда эйфория от победы в Первой мировой утихла, на улицы США вышли недовольные ветераны, всю страну захлестнуло движение за своевременные выплаты военных пенсий и компенсаций. В 1920-х американские генералы обратились в Конгресс с предложением вернуть «Знак военных заслуг», чтобы хоть чем-то умаслить обозлённых ветеранов. Но лишь в 1931 году, в преддверии двухсотлетнего юбилея Джорджа Вашингтона (который отмечали 22 февраля следующего года), герой Великой войны генерал Дуглас Макартур, бывший тогда начальником штаба армии, претворил это предложение в жизнь.
При поддержке Вашингтонской комиссии изящных искусств и специалистки по геральдике Элизабет Уилл он разработал современное «Пурпурное сердце». Медаль с гербом семейства Вашингтон, однако, была тогда не знаком отличия для раненых, а боевой наградой для проявивших особую отвагу. Макартур настоял, чтобы первый экземпляр медали был вручён ему самому — за заслуги в Первой мировой. Он действительно получил медаль с номером 1.
Фарид Мамедов: Первую попытку ввести аналог «Пурпурного сердца» предпринял в 1927 году начальник генштаба генерал Чарльз Саммерол. Однако Конгресс прокатил предложенный им законопроект. Пришлось ждать двухсотлетнего юбилея Джорджа Вашингтона, чтобы на волне эйфории продавить решение об учреждении медали. Между прочим, очень вовремя. Летом 1932 года обладатель медали № 1 Дуглас Макартур подавил протесты ветеранов Первой мировой в Вашингтоне. Медаль и выплаты пенсий правительством Рузвельта чуть успокоили страсти.
В декабре 1942-го, когда Америка уже год участвовала во Второй мировой, президент Франклин Рузвельт ввёл эту медаль для прочих родов войск, помимо армии. Также он заявил, что она будет посмертно присуждена всем мужчинам и женщинам, погибшим с момента вступления Америки в войну — то есть с атаки на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года.
Одной из первых награждённых стала лейтенант Анни Фокс, удостоенная «Пурпурного сердца» за героические действия по обеспечению работы полевого госпиталя во время этой самой атаки.
Фарид Мамедов: Первоначально медаль мог получить и гражданский персонал за свои действия в боевых условиях. Например, после японской атаки на Пёрл-Харбор к медали были представлены несколько десятков местных пожарных, тушивших пожары на базе и в окрестностях.
К 1944 году, однако, значение «Пурпурного сердца» поменялось. Из-за высоких потерь медаль стала наградой для раненых и погибших военнослужащих. Чтобы удостоиться её, надо было «получить вследствие действий врага ранение, требующее квалифицированной медицинской помощи».
Здесь можно было бы завершить историю, но смысл «Пурпурного сердца» продолжает меняться и по сей день. В ноябре 1952 года президент Гарри Трумэн заявил, что медаль необходимо вручить всем военнослужащим, которые были ранены или убиты с 6 апреля 1917 года — дня, когда США вступили в Первую мировую войну. Президенту Джону Кеннеди несколько раз предлагали награждать «Пурпурным сердцем» гражданских специалистов, пострадавших во время работы на вооружённые силы. Позже подобные поползновения были урезаны различными редакциями ежегодного акта о национальной обороне, сделавшими медаль исключительно военной. Кеннеди, кстати, был единственным президентом США, награждённым «Пурпурным сердцем». В годы Второй мировой он служил командиром торпедного катера в районе Соломоновых островов. Катер попал под обстрел японского эсминца, Кеннеди был ранен в спину, но, несмотря на это, продолжал вытаскивать из воды своих обожжённых матросов.
Евгений Башин-Разумовский. Эксперт по историческим вопросам:
История с Кеннеди даже ещё более драматичная: эсминец «Амагири» не обстреливал его катер. Он его протаранил.
Фарид Мамедов: Медаль в разное время получали разные американские знаменитости. Известные актёры — например, Чарльз Бронсон; писатель Курт Воннегут, режиссёр Оливер Стоун. Были и политики: бывший госсекретарь в правительстве Обамы Джон Керри, сенатор Джон Маккейн. Даже спецпрокурор Мюллер, чей доклад о (не)виновности нынешнего президента Трампа в «преступном сотрудничестве с этими коварными russkies» наделал шуму, — тоже обладатель «Пурпурного сердца».
В годы правления Рональда Рейгана произошёл всплеск международного терроризма, поэтому в 1984 году было решено награждать «Пурпурным сердцем» и солдат, пострадавших во время терактов или в миротворческих миссиях. Стоит упомянуть, что именно тогда граница между комбатантом и нон-комбатантом, а иногда и между солдатом и террористом начала размываться.
Внезапно оказалось, что основы «Пурпурного сердца» уже не так очевидны, как в 1942-м. Что считать нападением врага? Что есть теракт, а что — просто преступление? В конце концов, что такое ранение? Только дыра от пули или осколка, пробившего плоть? А как насчёт психологических травм типа ПТСР (прим. посттравматическое стрессовое расстройство)? Заслуживают ли «Пурпурного сердца» солдаты, получившие на войне посттравматическое стрессовое расстройство?
В 2009 году Пентагон постановил, что ветеранам с ПТСР «Пурпурное сердце» не присваивается. Это объяснили тем, что боевое ранение, такое как потеря конечности — это навсегда, а ПТСР можно вылечить.
Фарид Мамедов: Это не устраивает многих ветеранов. Всё-таки ПТСР — серьёзное заболевание. Проблема в том, что сложно выделить причины, приведшие к ПТСР. Это не обязательно могут быть действия противника. Тем не менее, многие ветеранские организации лоббируют внесение ПТСР в список оснований для получения медали. Зато травмы головного мозга в этот перечень точно входят. Независимо от того, согласны вы с этим или нет, как и с другими подобными вопросами, «Пурпурное сердце» остаётся одной из самых престижных и почётных наград для американских военных — сразу после Бронзовой звезды.
За многие десятилетия со скромного начала в 1782 году — в обеих мировых войнах, в Корее, Вьетнаме, Ираке, в «войне с терроризмом» после 11 сентября 2001 года было вручено более 1,8 миллиона «Пурпурных сердец».
Фарид Мамедов: Точное число неизвестно. Называются разные цифры. Наиболее точная — более 1,9 миллиона медалей было вручено ветеранам разных войн. Из них около миллиона — во Вторую мировую.
Павшие в войне принадлежат истории
В США День «Пурпурного сердца» отмечается 7 августа. Этот праздник посвящён памяти мужчин и женщин, проливших свою кровь на воинской службе. «Пурпурное сердце» служит напоминанием о той цене, которую приходится иногда платить за защиту родины, и о важности уважения к тем, кто её заплатил.
Фарид Мамедов: Последними обладателями десяти медалей «Пурпурное сердце» были Уильям «Бешеный Майор» Уайт и Карри Хайнс, умерший в 2017 году. Награждённые «Пурпурным сердцем» имеют медицинскую страховку и пользуются поддержкой ветеранских организаций независимо от тяжести пережитых ранений, стажа службы и уровня дохода. Они имеют приоритет в медицинском обслуживании, скидки на счета за лечение и другие льготы — например, предпочтение при поступлении в колледж или на государственную службу. Даже скидки на продукты в магазинах.
Многие медали, однако, теряются — иногда ветераны оказываются вынуждены продавать их из-за финансовых трудностей. Некоторые награды банально крадут. Многие наследники бьются, отстаивая право своих предков на получение «Пурпурного сердца». До сих пор не собраны все документы по всем награждениям, и наследие «Пурпурного сердца» остаётся «фрагментарным», как выражаются ветераны.
Фарид Мамедов: Официально продажа медалей запрещена. С документами всё туго. Например, во время Второй мировой войны часто бывало так. Командир части, полка или дивизии, приходил в лазарет с «охапкой» медалей. После чего раздавал их раненым бойцам. Никакой документации при этом не велось. Кому выдали медали — неизвестно. Хорошо, если боец потом хранил эту медаль или просил после войны подтверждения её выдачи. Ещё лучше, если командир подавал рапорт, в котором он хотя бы писал, сколько выдал медалей и где. Но бывало так, что солдаты сбегали при первой возможности из госпиталя, забывая награды. Ориентировочно, так раздали несколько десятков тысяч «Пурпурных сердец». Короче, не учёт, а полный бардак.
А закончу я сегодняшнюю историю тем, что подкину небольшую пищу для размышлений. Когда США в 1945 году готовились к операции «Даунфол» — высадке на Японские острова, — командование оценивало предстоящие потери от 400 тысяч до четырёх миллионов человек. Так что «Пурпурные сердца» они начали запасать заранее, к моменту отмены высадки было сделано полмиллиона штук. С тех пор именно этот запас медалей и использовался в течение следующих 45 лет — только в 1990 году мелькнули новости, что военные возобновляют производство.
Фарид Мамедов: Медали, хранящиеся со времён Второй мировой, вручаются и сейчас. Но их перед этим, конечно же, отправляют на ремонт. Всё-таки металл тускнеет, ткань истлевает. В 1985 году Пентагон располагал 120 тысячами отремонтированных медалей, выпущенных во время Второй мировой. С 1976 года военное ведомство заказало более 34 тысяч медалей — и более 21 тысячи в одном только 2008 году. Кстати сказать, все медали изготавливаются вручную на печатных дворах в разных штатах. Хотя в последнее время производство наград часто отдают частникам на аутсорс. Эти новости напомнили американскому народу, что грядут новые конфликты, и что ни одна военная кампания не обходится без потерь. Именно этим потерям — убитым и раненым военнослужащим — и предназначена медаль «Пурпурное сердце».
Подробности на warhead.su:
https://warhead.su/2019/08/12/purpurnoe-serdtse-sabaton-ob-istorii-samoy-izvestnoy-nagrady-ssha