Совковые чародеи из НУИНУ
В двухсерийной комедии «Чародеи» (1982) есть много забавных моментов. Допустим, квартирно-московский вопрос, который буквально витает в воздухе, если внимательно смотреть фильм. Или — убогость волшебной палочки, не творящей ничего особо ценного — только вещи и услуги, причём далеко не бесплатно. Когда смотришь это сейчас, кажется, что проще было бы наколдовать капитализм и не мучиться.
Но есть одна чудовищная деталь, не поддающаяся осмыслению. Тем более, что изображено советское (хотя, и волшебное) НИИ, где трудовые отношения всё-таки выглядели иначе… О чём я? О более чем странных отношениях «начальница — подчинённые» в случае с Алёной Игоревной — не важно, в каком её воплощении — добреньком или ведьмином.
У неё есть две помощницы — Катя и Вера. Причём, это не фрейлины и не тем более не крепостные девки, а штатные сотрудницы того же НУИНУ. Однако же они подобострастно служат госпоже Саниной, заглядывают ей в глаза, ищут одобрения. Будучи «добренькой феечкой» Алёна поёт им назидательную песню о том, что «в женщине должна быть загадка» и относится к девушкам снисходительно.
Превратившись в мегеру, начальница вообще орёт и мечет. С одной стороны, понятно, что нельзя превращать отдел «в Мюзик-Холл или парикмахерскую», но тон (в общем-то) не вполне адекватный. Начальники в СССР кричали и даже матом, но здесь показана странноватая иерархия — помощницы будто бы находятся вне положений КзоТа (Кодеса законов о труде). Я о той непонятной фразе: «Вечером понадобитесь мне обе!» и воспоследовавшей сценой в квартире у Саниной, где Катя-Вера прислуживали ей и Сатанееву.
Мало того что их опускают в процессе трудовой деятельности, их ещё и после работы как-то не по-советски используют. «Девочки, ну что же вы встали, милочки? Несите, несите!» — требовательно и — каким-то привычным тоном говорит Алёна Игоревна. Я понимаю, что работа в НИУИНУ — престижная и высокооплачиваемая, девчонки туда пробились и ни за что не хотели бы «вылететь», однако, для советского кино — пусть и сказочного — эти фрагменты диссонировали с любой тогдашней реальностью. Это — какие-то сцены из барской и холопской бытности.
ЗЫ. В фильме ничего общего с первоисточником Стругацких, это даже не «по мотивам». Ведь что важно в Понедельнике? Особый дух шестидесятничества: увлеченность работой, азартное отношение к эксперименту, совершенно братское отношение к коллегам. Они все друзья и большая семья симпатичных людей. Даже какой-нибудь Амвросий Амбруазович Выбегалло хоть отрицательный, но свой. В какой семье не без урода?
А Чародеи — это совершенно иная история. Таких «чародеев» много наплодила советская власть, хронической болезнью которого было «достать блат». Суть сов.власти была в том, что почти всё насущное в продаже все-таки было (не беру периоды кризиса) и по невысокой цене — но не всегда, не для всех, и так далее. Блат соседствовал с бесовщиной, был рядом с тщеславием, суетностью, жадностью, короче всем, что от Лукавого.
Так вот на этой базе барыг, удачно маскирующейся под НИИ (как маскировались цеховики), подобные нравы норма. А может, в 70-е НИИЧАВО захватили жулики? Ладно, не суть… Алена Игоревна — уже готовая Чародейка. Видели мы таких чародеев, с зарплатой 140 рэ они наколдовывали себе машины, дачи и шубы. А упакованные в фирмУ в позднем СССР — считались Альфой, а не «ты-что-с-урала». Перед ними все делали ку, не то что девочки-лаборантки.