Танка — живопись Тибета

Понятие «танка», или, как его еще называют, «тханка», восходит к тибетскому языку и в переводе означает (tangka, tang-sku, «плоский образ», «письмо», икона)«свиток», «письмо», «икона».

Такие разнообразные толкования не противоречат друг другу: танка – это живопись с религиозным мотивом на ткани, своеобразная икона. Выполненные на холсте небольшой толщины, они легко сворачиваются в свиток.

Колесо Сансары

Существует мнение, что они в первую очередь создавались для кочевников-буддистов, которым при перемещениях с места на место нужно было упаковать свои вещи как можно более компактно. Так кочевые народы могли без проблем совершать буддийские обряды даже при частых переездах.

На танках обычно изображается Будда Шакьямуни, великие учителя, бодхисаттвы, божества. Иногда мотивом для создания изображения становятся писания из сферы астрологии или медицины, фигуры, символизирующие счастье, благополучие, а реже – просто фрагменты из жизни обычных людей.

Кроме Великого Учителя Будды Шакьямуни на холстах нередко можно увидеть лики разных будд, например Будды Медицины. В северной Индии часто на полотно помещают Белую или Зеленую Тару – бодхисаттву в женском обличии.

Тханки имеют квадратную либо прямоугольную форму и могут быть самых разных размеров: как маленькие, всего в несколько квадратных сантиметров, так и огромные, многометровые. Последние часто создаются несколькими живописцами одновременно, а их создание может длиться не просто месяцами, а годами.

Этот жанр живописи окутан большим количеством тайн и секретов. Узнать их западным жителям не просто, а иногда и вовсе не возможно. Танка можно увидеть во множестве храмов и семьях простых тибетцев. Картины восточной тематики отличаются не привычным для нас стилем исполнения и большим количеством религиозных сцен. Помимо многовековой истории они являются огромной культурной ценностью. Для местных жителей это не просто картинки которые украшают храм, но и место перед которыми совершают молитвы и обряды.

Другой аспект сводится к тому, что тибетская живопись — танка имеет значение «документа» и является записью содержания. Таким образом, мы видим, что ‘текст описывает изображаемый объект, а само изображение хранит или отражает текст. В этом смысл тибетской танки, которая наиболее многоцветна из всех видов изобразительного искусства, а, значит, способна передавать тончайшие нюансы образа.

Но то, что объединяет танка и европейскую иконопись, это наличие особых требований по изображению, без которых и то и другое будет просто живописью. Поэтому обучение искусству танка дети начинают в 7-8 лет и это обучение не заканчивается всю жизнь.

Очень важно изображать Будду реалистично и живо. Окружающий пейзаж можно изображать более свободно, но и в этой области существуют строго определенные требования, про которые нельзя забывать. На этапе эскиза художник может вносить любые изменения в картину, но после нанесения первого мазка краски, делать этого категорически нельзя. Такие исправления считаются неуважением к Будде. Главное в танка — это специальные краски, которые изготавливаются из натуральных компонентов. Чаще всего из тибетских трав или минералов. Краски для танка это тоже часть культуры и традиций, поэтому создаются они в ручную и стоят не малых денег.

Цвет, форма, пространство, фактор времени в танке нерасторжимо связаны и обязательны. Низ символизирует прошлое, средняя часть, с центральным образом, символизирующим главный объект созерцания, соответствует настоящему времени, а верхняя часть отражает будущее. Однако следует отметить, что практически все произведения строятся по принципу одновременности. Этот факт знаменуется такой иконографической деталью, как три глаза Будды или идама, чье пробужденное сознание пребывает в трех временах одновременно (имманентный аспект), или за пределами всех трех (трансцендентный аспект).

Зрительное восприятие в буддизме считается основным источником чувственного познания. Неочищенное сознание, со следами  страсти, ненависти, гордости, зависти и другими, обладает «глазами» и его воспринимающая способность зависит от проявленности указанных свойств личности. Сущность божества всегда постоянна, меняется лишь уровень его восприятия, отражаемый в искусстве тремя основными видами изображения: спокойная форма (zhi-ba), гневная (hhro-bo) и свирепая (drag-po)».

В живописи тибетцы не использовали полутонов, и следствием являлось, с одной стороны, то, что при восприятии изображаемые объекты выглядели лишенными своих земных (сансарных) аналогов, а с другой — сами изображения погружали зрителя в некое идеальное состояние, где даже уродливые и отталкивающие вещи выглядели пустотными, не внушающими ложный страх. Мирные божества предстают перед нами словно сотканными из света пяти цветов, даже одного взгляда на такую танку достаточно, чтобы на какое-то время отрешиться от суеты бытия. Многоликие и многорукие — они внушают священное чувство благоговения перед бесконечным милосердием, обладающим силой и властью.

Изображения тантрийских гневных идамов и Охранителей полны неукротимой мощи, свирепости и чудовищной силы. Но все эти рогатые, искаженные морщинами гнева и гримасами ужаса лики, с вставшими дыбом волосами, с оскаленными пастями и высунутыми языками меж торчащих клыков, с кровью, сочащейся из связок срезанных голов и т.д. не производят тягостного впечатления. За налитыми кровью глазами и за мощью сжимающих оружие кистей рук просвечивает истинный смысл: здесь обнаруживается, что вся эта гневная сила направлена на зло, на наши несовершенства, на злобных мар. Здесь присутствует ощущение торжества света и истины над преходящими ужасами смерти и страдания.

Монахи-художники стараются сохранить все традиции и каноны связанные с танка, поэтому они практически в полном объеме дошли до наших дней. Также художник, помимо знаний всех правил изображения святых и сочетания цветов, должен обладать такими качествами как доброта и милосердие. Из-за большого количества правил и особенностей, рисовать танка могут только монахи-художники, которые хранят все эти тайны и передают из поколения в поколение. На сегодняшний день благодаря живому Будде Чжунюн Цылю был открыт техникум, где дети из бедных семей и сироты могут бесплатно изучать языки, получать компьютерные знания, знания тибетской медицины и также учится рисовать танка.

 

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Linda на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии