Убийца в Лас-Вегасе оставил загадочные улики
Человек, который в прошлом году убил 49 человек в ночном клубе Орландо, в звонке в службу 911 заявил о принадлежности Исламскому Государству (организация запрещена на территории РФ – ред.). Снайпер, который застрелил пять полицейских в Далласе, рассказал полиции, что его целью была атака белых людей. Человек, который напал на чёрную церковь в Чарльстоне, публиковал в сети расистский манифест.
В происшествиях с массовой стрельбой преступники признавались в своих мотивах: борьба с абортами, как это было во время шутинга в Planned Parenthood, признание в принадлежности к Исламскому государству в Facebook-записи в день стрельбы Сан-Бернардино, обращение к членам Конгресса с вопросом республиканцы ли они перед стрельбой на бейсбольном матче.
Но через четыре дня после атаки Стивена Пэддока в Лас-Вегасе, в результате которой погибли 58 человек и сотни получили серьёзные ранения — его мотивы остаются тайной, несмотря на огромное давление на правоохранителей со стороны общественности.
«В интересах безопасности этого сообщества или какого-либо другого в Соединённых Штатах я считаю важным предоставить эту информацию, но у меня её нет» — заявил в интервью в четверг шериф Джозеф Ломбардо из Департамента полиции столицы Лас-Вегаса — «мы ещё этого не знаем».
Никакого грандиозного манифеста найдено не было. Нет никаких доказательств агрессивного поведения или экстремистских взглядов Пэддока. В отличие от прошлых убийц, он не звонил в полицию, чтобы объяснить свои действия.
ФБР изъяло компьютеры и мобильные телефоны Пэддока и отправило в лабораторию в Квантико, штат Вирджиния для изучения. Агенты допросили его подругу Марило Данли, пытаясь определить его психическое состояние во время стрельбы, но шериф Ломбардо заявил, что «не вправе озвучивать» полученную информацию.
Разумеется, следователи в любой момент могут наткнуться на объяснения мотивов. «Я уверен, что мы установим это» — заявил шериф Ломбардо. Агенты ездят по всей стране, беседуют с членами семьи и друзьями преступника и ищут признаки психического заболевания.
Пэддок оставил несколько подсказок, которые добавляют лишь новые вопросы вместо ответов: в его гостиничном номере была обнаружена заметка, точное содержание которой пока ещё не раскрыто властями. Шериф Ломбардо рассказал, что она содержит цифры, которые анализируются на предмет их значимости, и что это не манифест или предсмертная записка.
Пэддок, возможно, рассматривал и другие места, в том числе Фенвей Парк в Бостоне, фестивали Лоллапалуза в Чикаго, «Жизнь прекрасна» в Лас-Вегасе, прежде чем, наконец, остановиться на гостиничном номере в Мандалэй бэй, в котором есть чёткие линии обзора до Маршрута 91, и рядом с которым проходил фестиваль кантри-музыки. Он собирал дорогостоящее огнестрельное оружие в течение многих месяцев.
Следователи идентифицировали 47 стволов, принадлежащих Пэддоку, в том числе дюжину в его гостиничном номере, которые были модернизированы для ускорения стрельбы, и обнаружили систему камер, которую Пэддок установил для наблюдения за районом вокруг его местоположения.
Мистер Пэддок попал в топливный бак возле международного аэропорта Маккарран, рассказал представитель службы аэропорта Крис Джонс, хотя чиновник полиции выразил сомнение в том, что преступник намеренно целился туда.
Несмотря на огромные масштабы атаки, её причины продолжают скрываться за огромным и навязчивым вопросительным знаком, отмечает Стивен Б. Вольфсон, окружной прокурор округа Кларк, штат Невада, где произошли убийства. Он подсчитал, что в «99 процентах случаев» исполнитель такого преступления предлагает какое-то объяснение, хотя и искажённое.
«Большую часть времени вы не защищаете его, не принимаете, но слышите почему», — заявил г-н Вольфсон в интервью в четверг — «Я занимаюсь подобными делами долгое время, и не помню другого такого убийства, в котором невозможно назвать причину».
Если бы Пэддок был взят под стражу, возможно, мы бы узнали, почему — добавил мистер Вольфсон — «возможно, он сказал бы: «вот почему я это сделал». Но поскольку он убил себя, мы ничего не знаем».
Кэтрин Швайт, бывшая сотрудница ФБР, является автором исследования Бюро, вышедшего в 2013 году, в котором рассматриваются случаи 160 шутингов в Соединённых Штатах. В исследовании конкретно не рассматривалась мотивация, но Швайт говорит, что многие из основных причин преступления были очевидны для исследователей. «Разбитое сердце, раса или религия, увольнение» — рассказала она — «в ряде случаев мотив более сложен. Это не первый парень, гнев которого мы не можем понять».
«Я думаю, что каждый хочет получить ответ, потому что бессмысленность пугает» — отмечает она. «Это напоминает мне о тех разговорах, которые были после 11 сентября».
Эксперты и ветераны правоохранительных органов предупреждают, что может потребоваться время для установления реальных мотивов убийцы, сбора электронных данных с допросов и установление других обстоятельств жизни, которые привели к крайнему насилию.
Должностные лица, участвующие в расследовании в Лас-Вегасе, заявили, что собираются исчерпывающим образом изучить прошлое Пэддока, охватив несколько штатов и десятилетия жизни, дабы понять то, что привело его к окнам отеля Мандалэй Бей с таким продуманным планом убийства. В ФБР говорят, они хотят понять его «путь к насилию».
Эндрю Брингюэль, бывший член подразделения ФБР по анализу мотивов, заявил, что следователи, несомненно, изучают ряд мотивов, которые включают личные, экономические, социальные или политические.
«Он мог мстить» — отмечает Брингюэль, вышедший на пенсию в этом году — «Это может быть личная история. Он мог быть больным неудачником. Игрокам нравится говорить об их выигрыше, но не о своих потерях. Я работал в ФБР долгое время. Эта организация умеет тщательно изучать укромные уголки жизни. У бюро будет гипотеза. Сможет ли оно её доказать – отдельный вопрос».
Отец Пэддока, Бенджамин Хоскинс Пэддок, был преступником-рецидивистом, который входил список самых опасных преступников, составленный ФБР и имел медицинский диагноз «психопат».
Но его брат Эрик Паддок рассказал, что брат не интересовался политикой и не имел никаких явных финансовых проблем. Он отмечает методичность брата в планировании атаки, но больше ничего.
«Он тщательно спланировал свои действия» — рассказал Эрик Паддок. «Это было в духе Стива».
Эндрю Дж. МакКейб, заместитель директора ФБР, подтвердил в телевизионном интервью в среду, что понять Пэддока пока не удалось. Он отказался исключить возможность того, что никакой причины насилия нет или что следователям не удастся её установить.
«Это несколько отличается от многих преступлений прошлого» — прокомментировал МакКейб в интервью CNBC, «потому что у нас нет каких-либо очевидно доступных свидетельств идеологии или мотивации».
Пэддок, по его словам, «до преступления не попадал в поле зрения полиции».
Однако многие убийцы неизвестны правоохранительным органам до нападений, и некоторые эксперты предупреждают, что тайна вокруг мистера Пэддока может быть менее аберрационной, чем кажется. Ряд массовых убийств в последние десятилетия в значительной степени или полностью необъяснимы.
Следователи никогда не находили убедительного мотива в резне 1966 года в Техасском университете, которая часто описывалась как первая современный массовый шутинг, в которой снайпер Чарльз Уитмен убил 14 человек, стреляя из башни с часами после убийства своей семьи.
Другие атаки потребовали месяцев, чтобы подробно объяснить их, как убийство 12 человек в кинотеатре Аврора, Колорадо, в июле 2012 года.
Джордж Браучлер, окружной прокурор, который возглавлял судебное преследование Джеймса Холмса из «Авроры», рассказал, что только после того, как прокуроры получили журнал г-на Холмса и тщательную психиатрическую оценку, они были уверены в мотивах. Эта информация, по словам г-на Браучлера, убедила их, что г-н Холмс обратился к насилию в условиях сокрушительного чувства профессиональной неудачи и сексуального неприятия. Г-н Холмс также лечился от проблем психического здоровья, и его защита описала его как шизофреника.
Тем не менее, г-н Браучлер сказал, что его офис имел важные сведения о сознании мистера Холмса в течение нескольких дней после стрельбы, включая информацию о разрыве с девушкой. Кейс Лас-Вегаса совершенно иной, сказал он.
«Самое страшное» — говорит Браучлер, — «так и не найти мотив».
Адам Ланкфорд, профессор Университета Алабамы, который изучал массовые расстрелы, рассказал, что мотив убийцы может быть искажён неполной или неверной информацией. Он привёл Орландо в качестве примера: Омар Матейн, боевик Орландо, был движимым фундаменталистскими взглядами, а также поддерживал исламское государство и выражал близость группировкам боевиков «Хизбаллы».
«Во многих случаях, даже когда они озвучивают мотив, то рассчитывают на публичный эффект» — говорит Ленкфорд, — «это не обязательно истинное объяснение их действий».
Оригинал: TheNewYorkTimes
Авторы: Дженнифер Медина, Александр Бернс и Адам Голдман