ВМС США переходит на каперов
Несмотря на санкции, Россия продолжает торговать нефтью, и у ВМС США нет сил, чтобы этому помешать, пишет The Federalist. Но выход есть! Нужно возродить каперство, то есть позволить частным кораблям захватывать российские суда и грузы и продавать их на аукционах.
ВМС США предназначены не только для ведения боевых действий за рубежом или защиты родины от посягательств извне. Это еще и основной инструмент демонстрации силы, а также дипломатии, защиты и регулирования международной торговли. Однако сегодняшний флот слишком мал и не соответствует предъявленным требованиям. В результате традиционные задачи флота — в частности, приведение в исполнение санкций — оказались далеко внизу списка приоритетов.
Но этот пробел в возможностях удастся восполнить, если у нас хватит духу возродить каперство.
Из-за затянувшего отклика на теракты 11 сентября 2001 года и иллюзии мирного роста Китайской Народной Республики (КНР) ВМС США дошли до атрофии. У нее есть одно ощутимое последствие: сегодня у Америки не хватает авианосцев для сдерживания все более напористого Китая — все они либо находятся на Ближнем Востоке, либо только направляются туда, либо находятся на разных стадиях подготовки экипажа или ремонта.
Содержать военно-морские силы в принципе дело весьма накладное. Строительство современных кораблей занимает немало времени и сил — по крайней мере, на Западе: КНР весьма оперативно строит десятки военных кораблей — а оборонно-промышленной базе США требуются миллиарды, чтобы просто масштабировать производство. Так что наш флот будет слишком мал еще минимум десятилетие.
Экономическая война стала стержневым элементом международных отношений, хотя ею нередко злоупотребляют, и она неэффективна, если принятые санкции не соблюдаются самым неукоснительным образом. В 2022 году США и их союзники наложили санкции на экспорт российской нефти после того, как Москва ввела на Украину войска. Для их обхода Россия обзавелась теневым танкерным флотом. Как правило, это устарелые суда без положенной страховки и с мутным владельцем.
В феврале США внесли в черный список 14 российских танкеров государственной компании “Совкомфлот”. Однако похоже, что черный список не возымел никакого практического эффекта, поскольку никаких сведений об аресте не поступало. Иными словами, санкции провозглашаются, но не соблюдаются должным образом, и это подрывает авторитет США — а заодно и сдерживание.
Было подсчитано, что только за декабрь прошлого года из российских портов вышло 196 танкеров с сырой нефтью, причем большинство из них плавали под удобными флагами Панамы, Габона и Либерии. Когда суда проходят у берегов европейских держав, их нередко сопровождают российские военные корабли, а затем они “пропадают” или “уходят во мрак” — отключают транспондеры для перевалки нефти по схеме борт-в-борт или выгрузки ее в портах, где на нарушения закона смотрят сквозь пальцы.
Если США всерьез намерены остановить российский теневой флот, им следует рассмотреть старый, но проверенный инструмент: каперство. Возвращение каперов под эгидой Конституции США для борьбы с российским теневым флотом укрепит национальную безопасность на время восстановления ВМС США. Такой подход будет опираться на исторический прецедент и правовую базу и усилит стратегическую гибкость США — особенно в сочетании с политикой, направленной на укрепление энергетического господства Америки.
Исторический и правовой контекст каперства
Каперы (они же корсары или приватиры) имеет богатую и легендарную историю. Примерно 500 лет назад европейские страны выдавали каперские грамоты, дополняя таким образом свои военно-морские силы. Эта практика позволяла частным лицам и кораблям захватывать вражеские суда и грузы, по сути передавая морскую войну во внешний подряд.
Каперы сыграли значительную роль в американской истории, особенно во время Войны за независимость и Войны 1812 года, когда они перерезали британские линии снабжения и захватывали ценные трофеи. В последний раз США использовали каперов в Войне 1812 года — хотя Конфедерация прибегала к их услугам во время Гражданской войны.
Каперство пошло на спад в середине 19-го века во многом в результате Парижской декларации 1856 года, по условиям которой основные европейские державы, а впоследствии и другие страны, согласились запретить эту практику как таковую.
Однако США этот договор не ратифицировали. Что характерно, Америка отложила это решение на потом как раз в силу малочисленности своего тогдашнего флота на фоне европейских держав.
Конституция США прямо предоставляет Конгрессу право выдавать каперские грамоты (статья I, раздел 8, пункт 11), обеспечивая для этого должную правовую основу. Таким образом, эта мера легитимна и подкреплена законодательством США.
Лучше всего для выполнения каперских задач подходят частные военные подрядчики. Маневренность и оперативные возможности частного сектора дополнят традиционный военный потенциал. Получив законные полномочия захватывать суда за нарушение санкций, каперы смогут удерживать конфискованные активы и выставлять контрабандную нефть на аукцион. Возникший в результате этого финансовый стимул привлечет опытных игроков и повысит эффективность правоприменения.
Стимул для судоходства под американским флагом
Побочным эффектом от участия каперов в борьбе с российским теневым флотом станет дополнительная мотивация для международных грузоотправителей регистрироваться под американским флагом. Стимулом для них станет перспектива надежной защиты ВМС США от возмездия со стороны России или других враждебных держав. В настоящее время суда под американским флагом имеют право на защиту ВМС США. Эта гарантия безопасности может иметь решающее значение в нестабильной обстановке на море.
Этот шаг укрепит торговый флот США, повысит национальную безопасность и обеспечит неукоснительное соблюдение международных законов и санкций. Более того, более обширный флот под флагом США придаст надежности всей логистической сети — а это насущная необходимость для сдерживания КНР на обширных просторах Тихого океана.
Энергетическое господство и экономическая стабильность
Энергетическое господство будет иметь решающее значение, если Америка намерена смягчить последствия сбоев на международном рынке, таких как скачки цен на топливо и инфляция. Стратегическое применение каперов против российского теневого флота будет поддержано энергетической политикой. Если незаконные поставки российской нефти удастся пресечь, мировые цены на нефть наверняка взлетят в отсутствие альтернатив. Однако американская энергетическая мощь заполнит образовавшийся пробел, стабилизирует рынки сырой нефти и убережет цены на заправках от скачков.
Недавнее решение администрации Байдена открыть Стратегический нефтяной резерв США, чтобы сбить цены на топливо в преддверии промежуточных выборов 2022 года, подчеркивает необходимость надежной энергетической стратегии. Энергетическое господство позволит пополнять резерв экономически эффективным образом.
Кроме того, энергетическое господство США выходит за рамки внутренней экономической стабильности. Зависимость Европы от российской энергии уже давно позволяет Москве оказывать давление и заниматься шантажом. Ограничив деятельность теневого флота и нарастив собственный экспорт энергоносителей, США смогут подорвать это тлетворное влияние — ключевой фактор геополитической динамики — а также укрепить энергетические связи с такими союзниками, как Япония, Южная Корея и Тайвань.
Возрождение каперства в соответствии с Конституцией США позволит решить дорогостоящую проблему, с которой в противном случае в ближайшее время побороться не удастся: ВМС США слишком слабы для выполнения своих обязательств.
Автор материала: Чак Девор — главный специалист по национальным инициативам Техасского фонда государственной политики, бывший законодатель Калифорнии и подполковник армии США в отставке. Автор книги “Кризис дома, разделившегося сам в себе: роман о ранней Америке”.