Художники прерафаэлиты. Основные идеи и картины
Художники прерафаэлиты (от лат. prae — вперед, и имени «Рафаэль»), это представители направления в английской поэзии и живописи середины XIX-го века, образовавшееся для борьбы с устоявшимися академическими традициями, условностями и подражательством классическим образцам. Основные представители «Братства прерафаэлитов» — Уильям Холмен Хант (1827 -1910), Данте Габриэль Россетти (1828-1882) и Джон Эверетт Милле (1829-1896) — считали достойной восхищения живопись художников раннего Возрождения, творивших до Рафаэля. Достойными подражания прерафаэлиты считали Перуджино, Фра Анджелико и Джованни Беллини.
Художники прерафаэлиты против академизма
В середине XIX-го века академическая школа в английской живописи была ведущей. В развитом индустриальном обществе высокий уровень техники исполнения воспринимался как залог качества. Поэтому работы учеников академии были вполне успешными и востребованными английским обществом. Но, стабильность английской живописи уже переросла в закостенелость, увязая в условностях и повторениях. И летние выставки Королевской Академии художеств с каждым годом становились все более и долее предсказуемыми. Королевская академия художеств сохраняла традиции академизма и к большой осторожностью и скептицизмом относилась к нововведениям. Художники прерафаэлиты же не хотели изображать природу и людей отвлеченно красивыми, они хотели изображать их правдиво и просто, считая, что единственный способ предотвратить деградацию английской живописи, это возврат к простоте и искренности искусства раннего Возрождения.
Что особенно не любили прерафаэлиты?
- ошибочные эталоны академического образования
- первого президента Академии художеств, сера Джошуа Рейнольдса (1723-1792)
- картину Рафаэля «Преображение»
- творчество П.П. Рубенса
В картине Рафаэля «Преображение» прерафаэлиты увидели пренебрежение простотой и правдой. По мнению У. Х. Ханта, одеяния апостолов были слишком помпезными, а изображение Спасителя — лишено духовности.
Д. Г. Россети, всей душой ненавидя творчество Рубенса, умудрился на страницах труда по истории искусств, напротив каждого упоминания и последнем написать «Плюнуть здесь».
Творческие и художественные приемы прерафаэлитов
- Яркие, свежие тона
Для достижения более ярких и свежих тонов художники прерафаэлиты пользовались новой техникой живописи. Они писали маслом по сырому белому грунту или по слою белил. Помимо яркости красок, выбранная техника позволила сделать работы художников еще и более долговечными — работы прерафаэлитов сохранились в первозданном виде до наших дней.
- Чистые краски
- Достоверное отображение природы
Отказавшись от «кабинетной живописи» молодые художники начали писать на природе и придавали большое значение тонкой проработке деталей.
«Я хочу рисовать пейзаж, изображая каждую деталь, какую смогу увидеть» (У. Хант)
- Ориентация на искусство Средневековья и Раннего Возрождения
- Использование в качестве моделей родственников, друзей и людей с улицы, а не профессиональных натурщиков.
Для знаменитой картины Данте Россетти «Леди Лилит» позировала малограмотная девушка Фанни Корнфорт. На картине «Юность Девы Марии» изображены мать и сестра художника Данте Россетти. Для картины «Офелия» художник Д.Э. Милле выбрал момент в трагедии Шекспира, когда Офелия бросившись в реку, медленно погружалась в воду и пела обрывки песен. Сначала художник написал живописный речной уголок, а фигуру девушки он писал уже в зимние месяцы. Элизабет Сиддал в роскошном старинном платье проводила многие часы в ванне с теплой водой. В один момент лампы, подогреваемые воду потухли, но девушка на стала жаловаться и серьезно заболела. Впоследствие отец Элизабет Сиддал выслал художнику счет на оплату лечения дочери.
- Символизм
Картинам прерафаэлитов свойственно множество деталей, наделенных определенным смыслом или символом. Например на картине Д.Э. Милле «Офелия» изображено множество цветов. Маргаритки символизируют боль, целомудрие и обманутую любовь, плющ — знак бессмертия и вечного возрождения, ива — символ отвергнутой любви, маки — традиционный символ смерти.
Художники прерафаэлиты. Основные сюжеты и знаменитые картины.
Если смотреть на творчество прерафаэлитов поверхностно, то первое, что представляется нам при их упоминании, это трагические фигуры рыжеволосых женщин, воплощающих образы известных литературных героинь. Но истинным источником для Братства прерафаэлитов был бунт против эстетических условностей и стремление правдиво и точно изображать действительность.
Основные темы творчества прерафаэлитов:
- медиевизм (история средневековья), король Артур
- культ женской красоты
- творчество Шекспира
- творчество Данте Алигьери
- Иисус Христос
- социальные проблемы
Медиевизм, король Артур в творчестве прерафаэлитов
Работы прерафаэлитов наполнены духовной символикой, отсылающей нас к идеалам рыцарства, христианским добродетелям и подвигам. На фоне морального упадка, царившего в Англии в середине XIX-го века, эти картины выглядели идиллически. Но именно рыцарские сюжеты и образы, по мнению художников Братства, должны были преодолеть упадок и решить социальные проблемы Англии.
Особенно популярны были сюжеты о короле Артуре. Материалы о короле Артуре прерафаэлиты в обилии находили в поэзии А. Теннисона. Излюбленными персонажами картин прерафаэлитов стали Галахад и Элейн, Ланселот и Гвиневра, Артур, Мерлин и Дева Озера.
Творчество Шекспира и Данте Алигьери на картинах художников-прерафаэлитов
Чтобы понять смысл некоторых картин прерафаэлитов, необходимо обращаться к их литературной основе. Обращение к тексту позволит более полно раскрыть особенности и закономерности воплощения того или иного образа.
Прерафаэлиты хотели поднять живопись до уровня литературы и поэзии и внести в изобразительное искусство интеллектуальное начало.
Художники прерафаэлиты в своем творчестве очень часто обращались к литературным и историческим сюжетам. И творчество Шекспира и Данте, в литературных произведениях которых так ярко показана драма человеческих отношений — занимает в их живописи особое место. Творцы старались изобразить сцену как можно точнее с исторической точки зрения. Чтобы создать как можно более естественную композицию вокруг основной сцены, они тщательно выписывали фон, наполняя его деталями интерьера или пейзажа. Наполняя картину героями сюжета — они тщательно изучали образцы костюмов и орнаментов в исторических справочниках. Но, несмотря на такую педантичность к изображению внешних деталей, центром композиции всегда оставались человеческие отношения.
Религиозные и социальные сюжеты в творчестве прерафаэлитов.
«Братство прерафаэлитов» стремилось воскресить традиции религиозной живописи не обращаясь к условным образам католической алтарной картины. Однако, молодые художники не стремились подчеркнуть теологические истины на своих полотнах. Они подходили к Библии как к источнику человеческих драмм. Эти произведения, естественно, не предназначались для оформления церквей и носили скорее литературный и поэтический, чем религиозный смысл.
Со временем, творчество молодых реформаторов стали упрекать за слишком вольные трактовки религиозных сюжетов. На картине Милле «Христос в родительском доме» изображена аскетичная обстановка в доме плотника. На заднем плане — пасущиеся овцы. Спаситель поранил гвоздем ладонь, а Богородица его утешает. Полотно наполнено множеством смыслов: овцы — невинная жертва, кровоточащая рука — знак будущего распятия, чаша с водой, которую несет Иоанн Креститель, — символ Крещения Господня. За то, что Святое Семейство изображено на полотне Миллеса «Христос в родительском доме» в образе обычных людей, критики называли эту картину «Плотницкой мастерской». Королева Виктория хотела лично убедиться в том, что на картине нет богохульства и попросила доставить картину к себе. Художник решил на всякий случай переименовать картину.
Изображая на своих полотнах жизнь обыкновенных людей, прерафаэлиты выявляли морально-этические проблемы современного общества. Часто социальные сюжеты на картинах прерафаэлитова принимают форму религиозных притч.
У.Х. Хант Английское семейство, обращённое в христианство, защищает проповедника этой религии от преследования друидов. 1849–1850
Культ женской красоты на полотнах «Братства прерафаэлитов»
На полотнах прерафаэлитов женские образы получили новое развитие. Женственность рассматривалась как неделимое сочетание телесности, притягательности, символичности и духовности одновременно. Особенностью в изображении женщин было одновременное сочетание реалистичности и фантастичности образа. На полотнах молодых художников литературные образы Шекспира, Китса, Чаттертона и других обретали телесность, не теряя при этом своей загадочности. Прерафаэлиты хотели сделать доступным взору тот образ женщины, о котором рассказывает романтическая литература.
Прерафаэлиты и Джон Рескин
Первооткрывателем и сподвижником для «Братства прерафаэлитов» стал видный и значимый теоретик искусства Джон Рёскин. В тот момент, когда на молодых художников обрушилась лавина критики, он поддержал художников и морально — написав статью в защиту нового направления в живописи, и материально — купив несколько картин прерафаэлитов.
С мнением Джона Рёскина считались все, поэтому очень скоро полотна талантливых молодых людей становятся популярными. Что же такого особенного нашел маститый теоретик искусства в этих картинах? На полотнах прерафаэлитов Джон Рескин увидел живое и творческое воплощение тех идей, о которых он так много писал в своих трудах:
- проникновение в сущность природы
- внимание к деталям
- неприятие навязанных условностей и канонов
- идеализирование Средневековья и Раннего Возрождения
Знаменитый критик написал несколько статей для «Таймс», где высоко оценил творчество художников. Рескин издал брошюру об этих мастерах, что и послужило поворотным моментом в их судьбе. На академической выставке 1852 года «Наемный пастырь» Ханта и «Офелия» Миллеса были встречены положительно.
Прерафаэлиты. Движение Искусств и ремесел. Стиль модерн
Каждый художник прерафаэлит искал свой творческий путь и любви к Средним векам было уже недостаточно, для того, чтобы удержать членов «Братства прерафаэлитов» вместе. Окончательный разлад произошел в 1853 году, когда Милле стал членом Королевской академии, против которой так яростно выступали прерафаэлиты.
В 1856 году Россетти встречается с Уильямом Моррисом, лидером движения Искусств и ремесел, впоследствии оказавшим влияние на становление стиля модерн в интерьере. У. Моррис вместе с Эдвардом Бёрн-Джонсом становятся учениками Россетти. С этого момента начинается новый этап «Братства прерафаэлитов», основной идеей теперь становится эстетизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения.
Психическое и физическое здоровье Россетти постепенно ухудшается и лидером движения теперь становится Эдвард Берн-Джонс. Создавая работы в духе ранних прерафаэлитов он становится необычайно популярным.
Уильям Моррис становится центральной фигурой в декоративном искусстве XIX-го века, а стиль модерн, одним из источников которого был прерафаэлитизм проникает не только в декоративное искусство, но и в мебель, убранство интерьера, архитектуру, книжный дизайн.
Художники прерафаэлиты. Основные представители
Данте Габриэль Россетти
Был рожден в мелкобуржуазной семье интеллигентов 12 мая 1828. Знаменательным для художника был 1848 год, поскольку на выставке Королевской Академии художеств он познакомился с Уильямом Холменом Хантом. Совместное творчество привело к созданию «Братства прерафаэлитов».
Женился на музе и популярной модели прерафаэлитов Элизабет Сиддал. В период 1854-1862 года был преподавателем в первом муниципальном образовательном заведении где обучалась низшие классы. В 1881 году здоровье художника пошатнулось. Курорт Берчингтон-он-Си стал последним пристанищем художника. Смерть распахнула ему свои объятья 9 апреля 1882 года.
Черты стиля
Характерными чертами стиля Габриэля Россетти стало многоплановая перспектива и детальная проработка каждой части картины. В произведениях автора на передний план выходит духовность и величие человека.
Основные картины
• «Юность Девы Марии»;
• «Благовещение»;
• «Надписи на песке»;
• Sir Galahad at the Ruined Chapel;
• «Любовь Данте»;
• «Блаженная Беатриса»;
• «Монна Ванна»;
• «Пия де Толомеи»;
• «Видение Фьямметты»;
• «Пандора»;
• «Прозерпина».
Уильям Холман Хант
Один из основоположников «Братства прерафаэлитов». От остальных художников сообщества отличался своей религиозностью. От рождения имел имя Уильям Хобман Хант, впоследствии самостоятельно заменил его на псевдоним. Известность художнику принесла картина «Свет мира».
Написал автобиографический труд «Прерафаэлитизм», целью которого было оставить точные данные об основании Братства. Бракосочетался с Фанни Во, после смерти которой повторно женился на ее сестре Эдит Алисе. Этот союз принес ему неодобрение со стороны общества.
Черты стиля
Окружающий мир утопает в живописной природе, все детали которой направлены усилить внутреннее состояние образа. Особенностью работ Холмана Ханта стали мягкие переходы полутонов и сочные сочетания красок.
Основные картины
- «Свет мира»;
- «Леди из Шалотта»;
- «Клаудио и Изабелла»;
- The Festival of St. Swithin;
- «Нисхождение благодатного огня»;
- «Козел отпущения»;
- «Тень смерти»;
- «Стук».
Джон Эверетт Милле
В одиннадцатилетнем возрасте поступил в Королевскую академию художеств (1840 г). Считается самым юным студентом в истории учреждения. К пятнадцати годам проявлял особые навыки работы с кистью. Его работа в академическом стиле «Писарро берёт в плен перуанских инков» была удостоена чести выставляться на летней академической выставке 1846 г.
За произведение «Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама» удостоился золотой медали в 1847 г. После знакомство с Данте Габриэль Россетти и Хлманом Хантом вступил в Братство прерафаэлитов. Прославившей его работой стала картина «Офелия», натурщицей для которой была муза прерафаэлитов и будущая жена Д.Г. Россетти Элизабет Сиддал.
В 1855 году Джон Эверетт Милле женился на бывшей жене Джона Рескина Эффи, сразу после ее громкого бракоразводного процесса с последним. С этого времени полностью отходит от «Братства прерафаэлитов» и создает популярные картины в академическом стиле. В 1896 году он был избран президентом Королевской академии художеств, борьба с основными принципами которой была одним из объединяющих начал для художников-прерафаэлитов.
Черты стиля
Выраженными чертами стиля является наследование техника Рафаэля. Перспектива построена на игре света и тени. Художник использовал приглушенную гамму, яркими деталями проводя акценты и создавая атмосферу действия.
Основные картины
- «Писарро берёт в плен перуанских инков»;
- «Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама»;
- «Офелия»;
- Cherry Ripe;
- «Смерть Ромео и Джульетты».
Мэдокс Браун
Видный представитель прерафаэлитизма, но в братстве не состоял. Поддерживал идеи Габриэля Россетти и Уильяма Морриса. Вместе с последним занимался разработкой дизайна витражей.
Обучался в Академии художеств (г. Брюгге). Перешел в последствии в Гент, после в Антверпен. Известность принесла картина «Казнь Марии Шотландской», написанная в 1840 г. Опирался на романтическое направление художников эпохи Раннего Возрождения. Большинство сюжетов посветил религиозной и духовной тематике.
Черты стиля
В работах художник стремился достичь ясной характеристики сюжета, передачи жизненной правды. Воспроизведение драматичности событий достигается контрастами цветовой гаммы, выразительностью поз.
Основные картины
- «Казнь Марии Шотландской»;
- «Христос, умывающий ноги апостолу Петру»;
- «Прощание с Англией»;
- «Смерть сэра Тристрама».
Эдвард Бёрн-Джонс
Иллюстратор и живописец, близкий по духу сюжета и подачи к прерафаэлитам. Известен благодаря работе над витражами. Первоначальное образование получил в Школе короля Эдварда.
С 1848 года поступил на дополнительное обучение на вечерние курсы правительственной школы дизайна. С Уильямом Морисом познакомился в стенах Оксфордского университета (1853 г). Вдохновившись идеями Братства бросил богословское направление и занялся углубленным изучением техник рисунка. Свои работы посвящал романтическим легендам Англии.
Черты стиля
Художник отдавал предпочтение акценту на обнаженное мужское тело. Подача перспективы через цветовую гамму создает ощущение плоскостности. Контрастно выраженная игра светотени полностью отсутствует. Упор делается на линии, любимая цветовая гамма золотой и оранжевый спектр.
Основные картины
- «Благовещение»;
- «Зачарованный Мерлин»;
- «Золотая лестница»;
- «Книга цветов»;
- «Любовь среди руин».
Уильям Моррис
Английский прозаик, художник, поэт и социалист. Считается крупнейшим представителем второго поколения прерафаэлитов, признанный неофициальный лидер Движения искусств и ремесел.
Обеспеченная семья смогла дать художнику хорошее образование. На почве увлечения средневековьем и движению трактарианцев подружился с Эдвардом Берн-Джонсом.
Основными сюжетными линиями в картинах У. Морриса была легенда о короле Артуре. Этой идее был посвящен вышедший в 1858 году сборник «Защита Гвиневеры и другие стихи».
С 1859 года жил официальным браком с Джейн Берден. Она стала его моделью для многих картин.
Черты стиля
Художественные произведения автора по стилистике близки к фрескам. Четкие цвета и мягкое использование полутонов создает ощущение размытости. Его работам присуща высокая степень детализации.
Основные картины
- «Королева Гвиневра»;
- гобелен «Woodpecker»;
- фронтипис «News from Nowhere».
Артур Хьюз
Известный художник работавший в стиле прерафаэлитизма. Был выпускником Королевской академии художеств. Работал над картинами к произведениям Джона Китса. Написал серию иллюстраций к книгам Джорджа МакДональда.
За свою жизнь (27.01.1831-23.12.1915) написал 700 картин и акварельных набросков. На поприще книжной иллюстрации создал 750 работ. Заслуги автора были отмечены выпускам почтовой британской марки в 1992 г.
Черты стиля
Глубокая реалистичность, приближенная к фотографии стала визитной карточкой художника. Каждое полотно выполнено в гармоничной цветовой гамме. Акцент делался на одухотворенности лиц и выразительности позы.
Основные картины
- «Долгая помолвка»;
- «Апрельская любовь»;
- «Ophelia».
Уолтер Крейн
Отпрыск семьи живописца миниатюриста Томаса Крейна, был рожден 15 августа 1845 года. С 1857 года жил в Лондоне, обучался под руководством своего отца. На рубеже 1859 года перешел под руководство Уильяма Джеймса Линтона, известного гравёра.
Был выдающимся художником, имел разносторонние интересы. Основной упор в своем творчестве сделала на книжную графику. В 1860 году после знакомства с издателем Эдмундом Эвансом начал работу над иллюстрациями к детским книгам.
1870 год был ознаменовал целым рядом детских книжек-тетрадок, выполненные для лондонского издательства «Джордж Роутлидж и сыновья». За свою карьеру он проиллюстрировал 50 книжных изданий.
Черты стиля
В работах чувствуется влияние японской гравюры, а так же интерес к Ренессансу. Локальное цветовое решение было продиктовано соответствию детскому восприятию. В работе использовал чистые цвета без глубоких полутонов.
Основные картины
- иллюстрация к книге Принц лягушонок;
- иллюстрация из книги Песнь шести пенсов;
- Кони Нептуна;
- иллюстрация к сказке «Принцесса Белль-Этуаль».
Джон Уильям Уотерхаус
Влияние на работы автора оказала мифология и увлечение воплощением женского образа. Его творчество относят к позднему прерафаэлитизму. Первоначальное образование получал на дому, его первым преподавателем был отец художника. С 1870 году юный автор поступил в Королевскую Академию художеств.
Первой известной работой стала «Сон и его сводный брат Смерть», выстеленная в 1874 году на художественной выставке. В 1883 году бракосочетался с художницей Эстер Кеноурти. С 1895 года избран почетным членом Королевской академии.
За свои заслуги изображен на британской марке 1992 года.
Черты стиля
Для работ художника характерна контрастность образов. Используемая цветовая палитра полна приглушенных тонов, ярко контрастирующих с отдельными элементами. Выразительность достигается за счет мягкой игры светотени. Особенностью работ является подача света, создающая изображению ощущение реалистичности.
Основные картины
- «Сон и его сводный брат Смерть»
- «Леди из Шалот»
- «Психея открывает дверь в сад Эроса»
- «Судьба».