Эпопея «Уцелевшего»: катастрофа американского спецназа в Афганистане
Всего несколько ошибок — и лучший спецназ США понёс самые тяжёлые потери за всю свою историю. Лишь один боец выжил, наперекор всему. И даже снялся в фильме, посвящённом этим событиям.
Хоккей в горах
Когда США вошли в Афганистан, местных боевиков быстро разбили. Но окончательная победа всё никак не наступала. Летом 2005 года Объединённое командование войск США в Афганистане придумало очередной план по обузданию врага — а то мины на дорогах и ракетные обстрелы баз уже порядком раздражали.
Операцию назвали «Красные крылья» (Red Wings) — в честь хоккейной команды Детройта. Цель — проще некуда. Умиротворить долину Коренгал (провинция Кунар на востоке страны) к выборам в афганский парламент, то есть к 18 сентября 2005 года.
Как? Найти и убить самого надоедливого главаря талибов, Ахмад Шаха — он же Мохаммед Исмаил. План поделили на пять стадий.
Сначала с вертолёта высаживают разведку спецназа — четырёх «морских котиков», легендарных SEAL. Они находят цель и вызывают к ней основную команду «котиков». Спустя несколько минут после «котиков» высаживается прикрытие — отборные морпехи.
Пока они обеспечивают периметр, «котики» убивают или берут в плен Ахмад Шаха с подручными, после чего улетают на вертолёте.
К морпехам в долине перебрасывают ещё одну роту их товарищей, плюс взвод афганских солдат. Они зачищают окрестные деревни от уцелевших боевиков, ищут оружие и спрашивают местных жителей, не нужны ли тем новые дороги, школы и прочее.
Через два-три дня довольные собой морпехи уходят — просто и красиво.
Если что вдруг пойдёт не так — на помощь всегда придут армейские вертолёты «Апач» и штурмовики ВВС «Тандерболт II». А транспортные С-130 сбросят войскам на земле припасы. Ну а если дела будут совсем плохи, можно вызвать и авиацию спецназа: вертолёты MH-47 или самолёты огневой поддержки AC-130. Плюс пара 105-мм гаубиц активно-реактивными снарядами добьёт от американской базы до района предполагаемых боёв.
Самый тяжёлый день
Поздно вечером 27 июня 2005 года в воздух поднялись два вертолёта. Никто не подозревал, что следующий день станет самым страшным днём для спецназа США…
Вертолёты были не простыми — чёрными MH-47D, модификацией транспортных «чинуков» для спецназа, с системой дозаправки в воздухе, хитрой ночной оптикой, радаром и прочими игрушками.
Один «Чинук» отвлекал внимание, имитируя высадку десантников. Реальный же десант сидел во втором вертолёте: четыре «морских котика» — лейтенант Майкл Мёрфи, старшины II класса Дэнни Дитц и Мэтт Аксельсон, а также фельдшер II класса Маркус Латтрелл.
Когда вертолёт достиг нужного района, вниз спустили трос, по которому «котики» соскользнули на афганскую землю. Во вражеском тылу дорога каждая секунда, сматывать трос обратно опасно, а лететь ночью с болтающимся под брюхом «хвостом» — тем более. Вертолётчики его просто обрезали. «Котикам» сворачивать и прятать трос тоже оказалось некогда. В итоге на земле остался след, который ясно говорил любому прохожему — «здесь был кто-то интересный».
Разведчиков вооружили по полной программе: карабины М4 с подствольными гранатомётами, глушителями, ночными прицелами и лазерными целеуказателями, а также снайперская винтовка MK11. Вдобавок они несли с собой кучу оборудования — ноутбук, спутниковый телефон, электронный переводчик, телескоп, цифровую камеру, инфракрасные маячки…
Однако даже такие полезные вещи не спасли от засады.
Сначала «котики» наткнулись на трёх местных пастухов. Что делать? Трогать мирное население нельзя. Так записано в правилах ведения боевых действий. А если это боевики, притворившиеся мирными?
Радио, как назло, в горах не сработало.
Тогда спецназ… проголосовал! И решил пастухов отпустить.
Вскоре «котики» обнаружили целую толпу талибов — от 80 до 100 человек, как им показалось. Правда, в горах даже десять человек с лёгкостью изобразят сотню. И такая десятка, имея гранатомёты, миномёты и ручные пулемёты, по оценке журналиста Эда Дарака, вполне могла устроить классическую засаду треугольником — когда огнём с трёх сторон с господствующих высот зажимают находящихся внизу.
«Котики» отчаянно пытались вызвать подмогу. Но спецназ и морпехи в тот момент выясняли, кто и как будет направлять разведчикам поддержку. Вскоре радио замолчало…
Наконец, прилетели два «чинука» спецназа. Следом летели два «блэк хока» с морпехами и пара «апачей». По идее, первыми должны были идти как раз боевые «апачи», расчищая зону высадки, — но вышло наоборот. И первый же «Чинук» получил попадание из гранатомёта.
Взрывом сорвало хвостовой несущий винт машины. На месте погибли восемь «котиков» и восемь членов экипажа — все, кто был на борту вертолёта, включая обоих командиров (руководитель десантной группы Эрик Кристенсен и командовавший вертолётчиками Стивен Райх). Обезглавленный отряд остался без управления, к тому же погода портилась, поэтому уцелевшие вертолёты… вернулись на базу. Оттуда попробовали послать на разведку беспилотники — но потеряли в грозе два «хищника» из трёх имевшихся.
Выживший
Позже выяснилось, что один из «котиков»-разведчиков выжил. Взрыв гранаты отбросил Маркуса Латтрелла в сторону от остальных. И талибы, перебившие отряд SEAL, его не нашли.
Раненый Латтрелл больше девяти часов полз до деревушки Салар Бан. Ему повезло — именно в этой деревне талибов не любили. Местные жители не только подобрали и перевязали раненого, но и отказались выдать его душманам.
Ахмад Шах не рискнул воевать с целой деревней и ушёл несолоно хлебавши.
Вероятно, у него было не так много людей и «сотня талибов» действительно была преувеличением.
Спустя пять дней Латтрелла всё же вытащили к своим. А талибы радостно демонстрировали на видео богатые трофеи с трупов его товарищей.
В ответ США в 2013 году сняли фильм «Уцелевший». В кино количество врагов выросло до пары сотен. И если это ещё можно понять — «чего их, басурман, жалеть?», то другой ляп кажется очень странным.
В фильме Латтрелл упоминает, что одного «котика» в Афганистане укусила гремучая змея. Это обычное пресмыкающееся для Нью-Мексико, где и снимали кино (причём оно попало в кадр), но в Афганистане, да и вообще в Старом Свете гремучек нет в принципе. Это как встретить пингвина в Сахаре.
Зато в массовке снимались реальные ветераны, включая… настоящего Латтрелла.
Так день, когда спецназ США понёс большие потери, увековечили в кино. И в целом неважно, что реальность слегка не совпадает с замыслом режиссёра. Идею донести всё равно удалось.
И это главное.