Каспийская Цусима

Неожиданнное название, правда? Кто-нибудь слышал об эпических корабельных баталиях на Каспийском море? Тем не менее, эта метафора имеет под собой основания, поскольку 105 лет назад, 21 мая 1919 года, состоялось так называемое сражение в Тюбкараганском заливе, оно же — битва за Форт-Александровск.
В этом сражении англо-белогвардейская эскадра под командованием коммодора Дэвида Норриса «всухую» разгромила большевицкую Каспийскую флотилию, нанесла ей катастрофические потери (разумеется, по меркам масштаба ТВД) и вынудила бежать из Форта-Александровска (ныне — Форт-Шевченко на территории Казахстана).
Эта баталия интересна, прежде всего, тем, что с англо-белогвардейской стороны в ней использовались только вооруженные гражданские пароходы «Президент Крюгер», «Венчур», «Азия», «Нобель» и «Виндзор», а также — невооруженный гидроавиатранспорт «Алейдар Усейнов» (он же «Алдар Усейн», «Аладир Хусейн» и «Эльдар Усейн»), переделанный из нефтеналивного танкера.
На эти пароходы, гордо названные «вспомогательными крейсерами», англичане и деникинцы установили по два — четыре морских тумбовых орудия калибра 102 — 120 мм. С такой могучей огневой мощью они пошли в атаку на стоявшую в Тюбкараганской бухте полуострова Мангышлак Каспийскую флотилию РСФСР, в которую, помимо таких же убогих эрзац-крейсеров и барж-плавбатарей, входил эскадренный миноносец «Москвитянин», субмарины «Минога» и «Макрель», а всего — 12 боевых и 17 вспомогательных судов, включая сторожевые катера.
В артиллерийской дуэли англичане и белогвардейцы продемонстрировали гораздо более высокий уровень боевой подготовки. Им вскоре удалось утопить плавбатарею №2 (бывшая нефтеналивная баржа «Святополк», вооруженная двумя шестидюймовками). А старый и изношенный «Москвитянин», пытавшийся произвести торпедную атаку, вышел из строя из-за поломки двигателя.
Попадания в большевицкий нефтеналивной танкер «Ревель» вызвали пожар и мощный взрыв, от которого фатально пострадали стоявшие рядом на якоре минный заградитель «Демосфен», миноносец «Туман», подводная лодка «Минога» и вспомогательные корабли «Гельма» и «Зороастр». Флагманский вспомогательный крейсер «Каспий» (бывший ледокол) получил два прямых попадания и был брошен экипажем (который перед бегством выкинул за борт затворы орудий), но не затонул. Впоследствии моряки вернулись на корабль и отвели его в Астраханнь.
Обездвиженный из-за поломки котлов «Москвитянин» атаковали английские гидропланы «Шорт-184» с авиаматки «Алейдар Усейнов». Им удалось поразить его двумя 230-фунтовыми (104-кг) бомбами, отчего он вскоре затонул у берега, так что, трубы и мачты остались торчать над водой. Кстати, это был единственный боевой корабль, потопленный белогвардейской авиацией в ходе гражданской войны.
Всего же, в результате сражения в Тюбкараганской бухте большевики потеряли «Москвитянина», минзаг «Демосфен», миноносец «Туман», плавбатарею №2, вспомогательный корабль обеспечения подводных лодок «Зороастр», посыльное судно «Гельма» и несколько малых шаланд. Потери в личном составе — неизвестны. Британцы и деникинцы не потеряли ни одного корабля, а урон в живой силе составлял всего 15 убитых, из них пятеро англичан.
Уцелевшие «красные» плавсредства в тот же день сбежали в Астрахань, после чего деникинцы и их британские союзники взяли под полный контроль акваторию Каспия.
Впрочем, вскоре лондонские мудрецы решили прекратить вооруженную поддержку Белого движения, обессмыслив тем самым победу в Форте-Александровском. Но это уже другая история.
На заставке — акварельный рисунок одного из английских моряков, участников сражения за Форт-Александровск, на котором «белая» эскадра ведет огонь по противнику, укрывшемуся в Тюбкараганском заливе.