Не просто часть униформы: что значит берет для военнослужащего
Коротко о главном
В самом по себе берете нет ничего особенного. Берет и берет. Просто, эффектно, известно с давних времён.
Поначалу в них щеголяли студенты, художники и прочие «образованные люди» в Средние века. А вот на поле боя береты дебютировали в 16-17 веках в качестве национального головного убора шотландцев во время очередных разборок с англичанами за независимость.
В роли отличительного знака подразделения эту часть униформы стали использовать в 1880-х годах, с момента появления французских альпийских стрелков. Но вот популярность беретам принесли танки.
С выходом на сцену Великой войны этих огнедышащих чудовищ их экипажам пришлось привыкать к совершенно новым ощущениям: тесноте, жаре и постоянной опасности. Да и металлических частей вокруг — ну просто огромное количество. Нет-нет да и приложишься головой обо что-нибудь. Поэтому, когда в 1918 году британские танкисты тренировались с альпийскими стрелками, они позаимствовали у французов их прекрасные головные уборы.
Правда, в 1923 году, прежде чем представить их для утверждения королю Георгу V, форму беретов всё же изменили на более знакомую англичанам и приближенную к шотландским.
Писк моды
Немецкие Panzerwaffe тоже перешли на эти головные уборы в середине 30-х годов. А в СССР в 1936-м синие береты стали частью летней формы одежды для женщин-военнослужащих и слушательниц военных академий.
Но тут грянула Вторая мировая, и законодательницей мод выступила Великобритания. Английские десантники, спецназовцы Специальной авиадесантной службы (SAS), коммандос и прочие «головорезы» оценили удобство беретов и приняли их в качестве официальных головных уборов. Причём за каждым подразделением закрепили конкретный цвет. Парашютистам достался тёмно-бордовый (maroon), SAS — песчаный (tan), а коммандос — тёмно-зелёный (dark green).
В Америку такая мода пришла вместе с парнями из 509-го парашютно-десантного полка.
Они получили береты от британских коллег в качестве признания заслуг на поле боя.
И понеслась…
Сегодня каждое формирование, претендующее на звание даже не элитной части, а хотя бы отличного от других подразделения, пытается выбить себе право на свой цвет берета.
Непорядок? Ну что вы! Типичный армейский выпендрёж
Если обратить взор на армии различных стран, можно выявить несколько характерных особенностей в ношении беретов.
Во-первых, в вооружённых силах любого государства есть свой общевойсковой головной убор. Это может быть кепка, фуражка, панама или берет нейтральной расцветки: оливковый, зелёный или чёрный. Камуфлированные береты, как бы это странно ни звучало, в качестве парадных — в войсках не прижились. За редким исключением (например, бригада «Кфир», состоящая из кочевников-друзов в Израиле).
Американские морпехи в 1951-м перебрали несколько десятков вариантов расцветок берета.
В итоге плюнули и отвергли их все с формулировкой«наши парни девчачьи шапочки носить не будут». И приняли на вооружение знаменитую кепку‑восьмиклинку.
В качестве полевого головного убора чаще используют каску — она всё же понадёжнее защищает от пуль. Хотя были в истории и примеры использования беретов. Например, португальцами, бразильцами, филиппинцами или южноафриканцами.
Ещё одна особенность. Исторически сложилось, что три расцветки беретов всегда заняты. Чёрный — танкисты, тёмно-бордовый — десантники (за это они получили прозвище «вишенки»), тёмно-зелёный (dark green, или commando green) — части коммандос. Но если принадлежность первых двух цветов в большинстве случаев незыблема, то последнему колору не очень «везёт». Оттенки зелёного используют все, кому не лень. Что вызывает логичную путаницу спецназовцев со всякой лёгкой пехотой, разведкой и даже частями ПВО.
Положение берета на голове, его размеры, место крепления знака подразделения и прочее — фишка каждого рода войск. К примеру, британские коммандос носят зелёный берет. Он заломлен на правое ухо, положение кокарды — над левым глазом, край головного убора — на два пальца выше брови. А в американской армии принято, чтобы кокарда с подложкой стояла вертикально. Потому очень часто можно увидеть, что знак расположен чуть ли не параллельно лбу военнослужащего.
В израильской армии вообще принято брить берет после прохождения КМБ (курс молодого бойца). Но Израиль — это отдельная тема. Там идёт постоянное соперничество между тремя пехотными бригадами —«Голани» (коричневый берет), «Гивати» (фиолетовый), «Нахаль» (салатовый) — и десантниками (традиционный тёмно-бордовый) в том, кто круче воюет.
А поскольку все они круты, остаётся честь мундира и выпендрёж с ношением беретов и знаков отличий.
Помимо пехотных бригад и десантников есть ещё танкисты, разведчики, лётчики… И у каждого подразделения свой берет. И свои правила его ношения с остальными частями униформы. В общем, без предварительной подготовки пытаться понять «цветовую дифференциацию» частей израильской армии — занятие не из лёгких (хотя некоторые исследователи утверждают, что в британской армии расцветок ещё больше, но там «так исторически сложилось»).
Если не хватает цветов берета, различаться будут кокарды и подложка к головным уборам. Так, колор самого убора говорит о принадлежности военного к определённому роду войск. Кокарда — общевойсковая или подразделения. А подложка — отношение к «департаменту»: транспорт, логистика, снабженцы и т. п. Например, из-за розовой подложки отдела администрации в армии Нидерландов его сотрудников иначе как«розовой мафией» не называют.
Наш Советский Союз…
СССР держался дольше всех. Лишь в 1961 году для частей морской пехоты в качестве парадных приняли чёрные береты. Десантникам же, опираясь на мировой опыт, изначально полагались тёмно-бордовые головные уборы (согласно указу 1967 года), но уже в 1969-м их изменили на традиционные голубые.
На советских, а впоследствии и всех российских беретах помимо кокарды присутствует ещё и треугольный флаг-вымпел, находящийся на прямой части головного убора. Если изначально солдаты носили береты на иностранный манер — с заломом на правое ухо, то после первых парадов на Красной площади залом перенесли на левое ухо. Чтобы вымпел был хорошо виден с Мавзолея.
На сегодняшний день правила ношения беретов в российских вооружённых силах определяются командирами частей исходя из истории и общей«лихости» подразделения.
Общевойсковой берет имеет оливковый цвет. Десантники носят голубые береты, морпехи — чёрные, пограничники — зелёные, военная полиция — красные, сотрудники МЧС — оранжевые.
Краповый берет — отличительный символ элиты спецназа внутренних войск (ныне Росгвардии) — не выдаётся военнослужащему, окончившему курс обучения, автоматически. Чтобы его заслужить, солдату необходимо пройти отдельное тестирование с высочайшими критериями отбора.
Честь берета
Именно критерии отбора конкретных подразделений и честь мундира являются основной причиной, по которой военные так отчаянно борются за цвета своих беретов.
В начале 2000-х министерство обороны США окончательно прекратило всякую вольницу c беретами и постановило оставить только четыре основных цвета для сухопутных войск (тёмно-бордовый — парашютисты, песчаный — рейнджеры, тёмно-зелёный — «зелёные береты», чёрный — все остальные). Буря, поднявшаяся в СМИ, тогда чуть не стоила погон высоким чинам.
Тем не менее, когда в 2017-м заговорили о создании «Бригад содействия безопасности», предполагали дать им серо-зелёные береты. Которые до крайности напоминали выцветшие головные уборы спецназа. Возмущению ветеранов не было предела. Ведь полученные из рук президента Джона Кеннеди в 1961 году зелёные береты овеяны славой и являются предметом гордости.
И тут! Какие-то «молодняки»! Возьмут! Наши цвета!!!
Успокоить общественность не удалось, и новым подразделениям присвоили коричневые береты. Видимо, до следующего раза и создания очередной «бригады миротворческого контингента»…