О чае

Как известно, сегодня – Международный день чая или не известно? В сущности, придумали этот праздник производители (в первую очередь – индусы), а в России он приживается как-то неспешно, хотя некоторые помнят пачки советских времён со странновато гордой надписью: «Краснодарский чай – самый северный чай в мире!»

Впрочем, попав к нам ещё во времена Михаила Фёдоровича, этот замечательный напиток обретёт «национальные особенности» – если поначалу его считали то ли лекарством, то ли баловством, то по мере распространения, начнут употреблять с огромным количеством сахара и всякими плюшками… Потому, когда в начале XIX века наш известный драматург князь Шаховской, будучи в  Мюнхене, получит приглашение «на чай» от самого Гёте, он несказанно удивится, увидев на столе только вышеозначенный напиток.  Ещё более князь будет удивлён по окончании увлекательной беседы, наутро ему принесут счёт – педантичный автор «Фауста» рассчитается только за чай, на который, собственно, и звал коллегу…

А другой немец, путешествуя по России-матушке полстолетия спустя, запишет в своём дневнике: «Петербуржец, уже захваченный европейской культурой, шёпотом просит на чай, москвич же честно просит на водку»… («Честно» – вот ведь как подметил… ).

Итак, история чая теряется в глубокой древности, причём, видимо,  китайской. Существует немало легенд – остановимся на двух. (Поскольку они связаны с весьма интересными персонажами – и, вдобавок, на удивление точно датированы… хотя кто поручится за эти даты?..)

Одним словом, шёл 2737 году до н. э., и в кипящий котелок императора Шэнь-нуна каким-то ветром занесло пару листьев чайного дерева… отведав отвар, тот выразит своё высочайшее одобрение… (Тут надо иметь в виду, что Шэнь-Нун был необычный император! Во-первых, он не только ранее придумал все искусства и ремёсла, но и специализировался именно на сборе целебных трав… именно поэтому прислуга избежит немедленной казни за попавший в императорский котёл мусор! По той же причине Его Величество проявит такой интерес к результату нежданного эксперимента. А ещё он имел человеческое лицо на змеином теле – и был зелёного цвета… Ну, неважно…)

Вторая легенда связана с Бодхидхармой – основателем чань-буддизма и Шаолиньского монастыря. Проповеднику случилось задремать во время медитации, очнувшись, он устыдится проявленной слабости и, во избежание рецидива, немедленно отрежет себе веки… (В более мягкой версии праведник выщипал ресницы, хотя – тоже как-то радикально). Одним словом провинившиеся части тела будут безжалостно брошены наземь и уже на следующий день взойдут чайным кустом.  На дворе стоял 519 год – уже нашей эры…

Спустя много столетий, в 1638 году, московский посол Василий Старков доставит первому Романову четыре пуда чайного листа – презент от монгольского Алтын-хана (это титул  и означает он «Золотой»). Надо сказать, дипломат подарок не оценит, но инструкцию по применению перескажет. Михаил Фёдорович рискнёт! Вроде бы, понравилось… однако, массового импорта пока не случится.

Следующий известный эпизод произойдёт уже при Алексее Михайловиче – тому тоже перепадёт посылка из очередной миссии в Китай… Сам Тишайший государь побрезговал – и эксперимент поставит над собой придворный врач. Спустя какое-то время доктор решится подлечить заморским зельем расстроенный царский желудок — помогло!.. Слух о целебных свойствах «ханского листа» быстро распространяется, и к концу XVII века его уже на вполне регулярной основе завозят, продают, и пьют, сначала – как лекарство, потом – просто так.

В Петровском Таможенном тарифе 1724 года мы находим: «…чай всякий, как товар, ввозимый и вывозимый по европейской границе». Александр I разрешит «…производить продажу в трактирных и разного рода заведениях, с 7 часов утра до 12 пополудни, и содержать в ресторациях чай». (Победитель Наполеона, кстати, отдельным указом запретит так называемый «копорский чай» – сметливые жители села Копорье под Питером производили в год десятки тысяч пудов фальсификата! С другой стороны – служивший сырьём кипрей использовался в этом качестве исстари, откуда и его другое название – Иван-чай. Да и свойства схожие, не иначе с репрессиями чайное лобби подсуетилось!)

Впрочем, то было чаепитие для бедноты – совсем иные картины рисует А. С. наш Пушкин:

Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам тёмною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал.

P.S. …На этой оптимистической ноте мы, пожалуй, и остановимся.  Хотя можно добавить, что современная Россия входит в первую пятёрку любителей чая – и возглавляет список импортёров (ввозя более 95%). Притом, по мнению статистиков «среднедушевое» потребление в сравнении с СССР снизилось вдвое – до 600 г в год. (Кстати, доперестроечный Союз до трёх четвертей своей потребности производил сам …) Впрочем, это – совсем другая история.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Linda на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...


Комментарии