Патентное право тормозит прогресс
Патентное право, оказывается, тормозит прогресс не только сейчас, но делало это еще до Индустриальной революции! Первая компаундная паровая машина была построена еще в 1780-ом году — но ее уничтожили, заключив, что она покушается на патент Уатта, который сам ни хрена не додумался ни до компаунда, ни до пара высокого давления — но застопорил появление таких машин почти на четверть века!
Уатт прохлопотал аж в Парламенте, чтобы ему продлили срок действия его патента на паровой насос, которому в 1774 году оставалось только 8 лет. На пару с Болтоном они просчитали, что этого не хватит для получения бабла с постройки агрегата — и поэтому, очевидно, подмазали кого следует в госадминистрации. В итоге получили продление еще на 25 лет — и практическую монополию на паровые машины с соответствующим торможением прогресса на четверть века
При этом сама первая ротационная (т.е. не просто насос, а система для привода механизмов) паровая машина Уатта не имела привычного коленвала с шатуном — потому что этот механизм тоже к тому времени был запатентован. Пришлось применять странного вида планетарную передачу, в которой жестко закрепленная на шатуне шестерня поворачивала вал с маховиком.
Изобретатель же самого первого парового насоса Сэвери (Savery) запатентовал свое детище в настолько широких терминах, что любое дальнейшее развитие этой темы стало невозможно. При том, что его насос не имел ни поршня, ни вала, ни автоматической системы клапанов. Поэтому Ньюкомену пришлось вступать в ассоциацию с Сэвери, несмотря на то, что свой паровой насос он разработал совершенно самостоятельно. Если чо, это было самое начало восемнадцатого века!
Сдается мне, что если бы не было патентного права, то гомосапиенсы вышли бы в космос на добрую сотню лет раньше…
PS. И кстати — к созданию паровой машины наука не имеет никакого отношения. Паровые машины уже вовсю качали воду и крутили станки — а учёные никак не могли понять, как и почему эти штуки вообще работают.