Православное Рождество и Святки, колядки

7 января отмечается один из важнейших христианских праздников — Рождество. Эта дата традиционно принимается православными церквями за день рождения Иисуса Христа.

7 января Рождество празднуют Русская православная церковь, Грузинская, Иерусалимская, Сербская, Афонские монастыри, а также восточнокатолическая церковь и старообрядцы. 25 декабря праздник отмечают Римско-католическая, протестантская и 10 православных церквей (в том числе Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская и др.). Разница между датами объясняется разницей между юлианским и григорианским календарями, которых придерживаются разные конфессии.

История установления праздника

Во II-IV веках Рождество Христово праздновали в один день с Крещением Господним под общим названием Богоявление — 6 января по юлианскому календарю (старый стиль). В первой половине IV века Рождество и Крещение в западной церкви были разделены. Праздник Рождества Христова стали отмечать 25 декабря. Дата была установлена произвольно и заменила отмечавшиеся в декабре в Римской империи языческие праздники «Рождение Солнца непобедимого» и Сатурналии (праздник в честь Сатурна). Церковь таким образом стремилась создать противовес языческому культу. Христианский богослов Аврелий Августин (Блаженный Августин) призывал отмечать в этот день Рождество Христово «не как неверные ради солнца, но ради того, кто сотворил это солнце».

Во второй половине IV века восточная церковь также перенесла Рождество на 25 декабря. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинополе около 377 г. по указанию императора Аркадия.

В 1582 году папа римский Григорий XIII ввел новую систему летоисчисления, получившую название григорианский календарь (новый стиль). Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать возрастающую разницу между астрономическим и календарным годом. В новый календарь перешли все непереходящие (постоянные) праздники, включая Рождество 25 декабря. Ряд церквей, в том числе и Русская православная церковь, продолжили пользоваться юлианским календарем, но Рождество при этом также приходилось на 25 декабря.

История праздника в России

До 1917 года в Российской империи Рождество входило в число государственных праздников, 25 и 26 декабря были официальными выходными днями. Одновременно 25 декабря отмечалась победа русских войск в Великой Отечественной войне 1812 года. Дата была установлена манифестом Александра I от 11 сентября (30 августа по старому стилю) 1814 года как «Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».

Все атрибуты праздника Рождества были связаны с христианской тематикой. Рождественскую ель украшали фигурками ангелов, пастухов, колокольчиками и др. Звезда, свечи и фонарики должны были напоминать о Вифлеемской звезде и огнях, светивших для шедших поклониться новорожденному Христу. Под елку прятали подарки для всех членов семьи (дары волхвов), на праздничный стол ставили 12 блюд (по числу святых апостолов). О том, как традиция встречи Рождества была прервана, как большевики исключили Рождество Христово из списка праздников, как празднование было запрещено в рамках кампании по борьбе с религиознными предрассудками я уже писала.

Рождество в России не отмечали до 1990-х годов. 27 декабря 1990 года Верховный совет РСФСР «в связи с обращением Патриарха Московского и всея Руси Алексия и уважая религиозные чувства верующих» постановил считать 7 января праздничным нерабочим днем. Статус праздника был закреплен законом РСФСР от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР».

Главная рождественская служба проводится патриархом Московским и всея Руси в храме Христа Спасителя в Москве. Президент РФ традиционно встречает Рождество в храмах различных российских городов (впервые в истории новой России праздничную службу посетил в 1992 году президент Борис Ельцин).

Традиции Рождества в России

Празднику предшествует строгий 40-дневный Рождественский пост (Святая Четыредесятница), продолжающийся с 28 ноября до 6 января включительно. Его также называют Филипповым, так как канун поста приходится на день памяти святого апостола Филиппа 27 ноября.

Последний и самый строгий день поста, 6 января, носит название Навечерие Рождества Христова или Рождественский сочельник (от «сочиво» — постное блюдо из зерен пшеницы или ячменя с медом, орехами, фруктами). В канун Рождества в церквях служат вечернюю службу, после которой следует всенощное бдение и торжественная праздничная литургия. В конце службы на середину храма выносят зажженную свечу, символизирующую Вифлеемскую звезду. После этого верующим разрешается съесть сочиво (отсюда традиция не есть «до первой звезды»).

С Рождества начинаются святки («святые дни», «святые вечера»), которые продолжаются 12 дней. Согласно православным канонам, в это время верующие должны возносить молитвы, славя Христа. В дореволюционной России было запрещено «заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». Однако в народной традиции святки всегда сопровождались гуляньями, играми, представлениями ряженых, гаданиями, а также колядованием (пением обрядовых песен, колядок).

Святки и колядки

Святки в народе называли святым временем. Этот многодневный праздник делился на две части. С 7 по 14 января, в святые вечера, колядовали и устраивали девичьи гадания, а с 15 по 19 января — тоже веселились на славу, но побаивались страшных вечеров — времени разгула темных сил.

В день рождественского разговения еда была особенно вкусной. Хозяйки готовили поросенка с кашей или кабанью голову с хреном, студень или заливное из поросенка. В народе верили, что во время праздничного ужина в дом приходят души умерших предков, и еду на столе для них оставляли до утра.

В рождественскую ночь обязательно обращались к звездам на ночном небе. Если их было много — ожидался изобильный на грибы и ягоды год. А поутру непременно проводили обряд «обсеивания избы». Произнося слова: «На живущих, на плодущих и на здоровье», три раза бросали горстями овес и пшеницу.

«В Рязанской губернии ходили толпами под окна просить пирогов. Впереди всех шла девица, называемая мехоноскою; она-то несла кошель для пирожного сбора; она-то предводила толпу и распоряжалась дележом сбора».

На радость деревенским ребятишкам во всех домах пекли фигурки коровок, бычков, овец, птиц и петухов. Ими украшали стол, окна и дарили колядующим.

Каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с искренней радостью слушала колядки:

Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Дай тебе, Господи,
На поле природ,
На гумне примолот,
Квашни гущина,
На столе спорина,
Сметаны ти толсты,
Коровы ти дойны!

За угощение, благодарили:

У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!

В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому на нем неизменно лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Радушные хозяева считали: чем больше гостей соберется в их доме, тем куры лучше будут сидеть на яйцах.

После веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе на общую пирушку, где делила и съедала все, чем одарили односельчане. Затем, разодетая в обновки, молодежь плясала под дуду, чтобы избежать неурожая, слушала сказки и гадала о своей судьбе.

Период Святок совпадал с православным праздником Рождества Христова. Наши предки считали, что в ночь на Рождество открываются врата в добрую семейную жизнь. Поэтому в эти дни проводили гадания о будущей семейной жизни: о суженом-ряженом, о будущем муже и о предсказаниях на скорое замужество. К замужеству и женитьбе на Руси относились с особой серьезностью и ответственностью, поэтому и гадания отличались большим разнообразием. Самым популярным было гадание с зеркальцем и свечой «Суженый-ряженый, явись ко мне наряженный», а также обряды с воском на воде и с гребнем, положенным на ночь под подушку. Гадания, как и колядки, создавали атмосферу святочного веселья.

Если девица вытягивала из дровницы гладкое полено — это обозначало, что муж будет хорошим, а если суковатое — плохим. Если полено толстое — муж будет богатым, а тоненькое — бедным.

Также качества будущего супруга на Руси определяли с помощью… петуха. Девушки разбрасывали по полу разные предметы и пускали петуха. Если он подбегал к зерну — муж будет богатым, если к воде — пьющим, к деньгам — будет заядлым игроком, а если к золе — курящим.

Завершается рождественский период праздником Крещения Господня 19 января.

 

Источники:

https://tass.ru/info/5977307

https://www.culture.ru/materials/76278/svyatki-i-kolyadki

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Linda на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

3 Комментарий
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии