Шедевры Левитана
С 4 октября 2018 года в Еврейском музее и центре толерантности была открыта для посещения необычная выставка — «Исаак Левитан и авторский кинематограф». На экспозиции представлены избранные работы живописца, встроенные в контекст фильмов великих русских режиссеров —Эйзенштейна и Довженко, Тарковского и Сокурова, Кончаловского и Балаяна, Соловьева и Звягинцева. Выставка, которая проходила при поддержке банка ВТБ, работала до 20 января 2019 года. Видеорассказ о выставке можно посмотреть здесь.
Сегодня расскажу вам о шести знаковых картинах живописца.
Произведения Исаака Левитана знакомы нам с детства. «Март», «Золотая осень», «Над вечным покоем» стали классикой русской живописи, фактически хрестоматийными произведениями. Рассказ об этих работах и истории их создания поможет вам правильно расставить акценты в творчестве художника.
«Осенний день. Сокольники», 1879 год
Эта картина была написана в очень непростое для художника время: в 1879 году после покушения на Александра II император издал указ, запрещавший евреям проживать в «исконно русской столице» — Москве. Юный живописец (Левитану тогда было 19 лет) в короткий срок был вынужден покинуть любимый город. Впрочем, данное обстоятельство никак не отразилось на его творчестве: он много работал и в 1880 году показал на ученической выставке Московского училища живописи, ваяния и зодчества картину «Осенний день. Сокольники», которая стала первым признанным шедевром живописца. Идея включения в парковый пейзаж одинокой женской фигуры, возможно, позаимствована из картин учителя Левитана, Василия Поленова, «Заросший пруд» и «Бабушкин сад». Эти произведения были знакомы Левитану по выставкам художников-передвижников.
Интересно, что над этой картиной фактически работали два художника: Левитан написал пейзаж, а Николай Чехов (брат писателя), с которым Левитан был знаком по Училищу живописи, ваяния и зодчества, — фигуру девушки.
Выразительная фигура девушки в осеннем парке концентрирует на ней взгляд зрителя и порождает целый ряд вопросов. Кто она? Почему оказалась одна в парке?.. Художник написал картину крупными мазками-штрихами, что создает впечатление экспрессивного, будто торопливого движения барышни. Природа подчеркивает настроение героини — множество оттенков желтых, коричневых, темно-зеленых и серых оттенков создают образ выразительной осени, момента переходного состояния природы.
«Вечер. Золотой Плёс», 1889 год
Изображение крошечного городка на Волге — Плёса — одна из основных тем творчества Левитана. Во времена монгольского нашествия город был стратегически значимой крепостью, а после стал важным торговым центром. Но с появлением железной дороги он утратил свое значение волжского порта и превратился в провинциальное местечко, сохранившее очарование ушедшего времени.
Плёс покорил сердце Левитана, и он возвращался сюда снова и снова. Другие художники также признавали живописность здешних мест, но сами соглашались, что точнее, чем Левитан, передать красоты здешних мест им не под силу.
Осенью 1889 года Левитан вернулся из Плёса с множеством этюдов и парой десятков законченных картин. Интересен тот факт, что в Плёсе нельзя найти точки, с которой писалась картина. В этом одна из особенностей творческого метода художника. Для достижения максимально выразительного изображения Левитан часто уходил от воспроизведения картины с натуры. Он писал на пленэре этюды, а затем, анализируя их, работал в мастерской и создавал собирательный образ увиденных уголков природы.
Часть белого каменного дома, который изображен в правой части картины «Вечер. Золотой Плёс», некоторое время снимали Левитан и его возлюбленная Софья Кувшинникова. Сегодня здесь расположен отдел Плёсского государственного историко-художественного музея-заповедника.
«Владимирка», 1892 год
Идея этой картины зародилась у Левитана, когда он проводил лето вместе с Софьей Кувшинниковой в имении Болдино. Однажды, возвращаясь с охоты, они (абсолютно случайно) вышли на Владимирский тракт — дорогу, которую на протяжении нескольких веков использовали для отправки в Сибирь осужденных на каторгу (в 1890-е их стали отправлять по железной дороге).
Кувшинникова вспоминала, что, осознав историю этого места, они присели на обочину и заговорили с Левитаном о том, как много слез скорби было здесь пролито. Вот как в своих воспоминаниях она описывала открывшийся перед ними вид: «Длинная полоса дороги белеющей полосой убегала среди перелеска в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигуры богомолок, а старый покосившийся голубец со стертой дождями иконкой говорил о давно забытой старине».
На следующий же день Левитан вернулся на это место с большим холстом и написал картину с натуры за несколько часов. В этом глубоком социальном произведении художнику удалось воссоздать через природу образ выразительной грусти. Здесь печально все: небо, облака, деревья, дорога. Каждая деталь картины отражает личное лирично-сентиментальное чувство Левитана, которое он пережил на этом месте.
Это единственный социальный пейзаж в творчестве Исаака Левитана. У Антона Чехова, близкого друга художника, таким социальным произведением стал «Остров Сахалин». Символично, что друзей волновали схожие темы. Картину «Владимирка» Левитан передал в дар Павлу Третьякову, которого считал «великим гражданином».
«Над вечным покоем», 1894 год
Чтобы понять Левитана, надо понять его работу «Над вечным покоем». В своем письме Павлу Третьякову живописец так отозвался о своем произведении: «Я так несказанно счастлив сознанием, что последняя моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, — но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием, и мне до слез больно бы было, если бы она миновала Ваше колоссальное собрание».
«Содержание личности» Левитана — это, помимо всего прочего, постоянный эмоциональный надрыв, частые депрессии, попытки самоубийства и при этом удивительная жажда жизни — любовь к ней, к женщинам, к друзьям, ко всему сущему.
«Над вечным покоем» — картина из серии «вся жизнь в одном кадре». Это ощущение полета над бескрайней землей под тяжелым небом. И именно в этом промежутке между небом и землей проходит жизнь человека со всеми страстями, невзгодами и поиском ответов на важные вопросы. На краю обрыва виднеются церквушка и кладбище, словно символизирующие ничтожность момента перед вечностью.
«Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще… Какой ужас, какой страх!» — так сказал Левитан о своем произведении.
В картине совмещено несколько этюдов, выполненных в разных местах: на озере Удомля и в Плёсе.
«Март», 1895 год
Уникальность картины «Март» в ее настроении — солнечном, радостном и оптимистичном. Подобных по эмоциональному наполнению картин у Левитана немного. Такое настроение связано с особым этапом в жизни художника: в это время у него завязался роман с Анной Турчаниновой — последней музой живописца, которая была с ним вплоть до самой смерти. Картина написана в имении Турчаниновых — Горках, куда художник часто приезжал в гости и где специально для него была построена мастерская.
Зимние солнечные пейзажи до появления «Марта» — редкое явление в живописи. Можно сказать, что Исаак Ильич этой картиной вдохновил последователей на создание легких и жизнерадостных пейзажей русской зимы. Примеру Левитана последовали художники Юон и Грабарь, чьи работы на аналогичный мотив также получили широкое признание.
Художник, по сути, открыл этим произведением русский импрессионизм. Впервые в картине становится более важным ее общее впечатление и цветовое наполнение, а не проработка деталей. Очень ценно и то, что Левитан не стремился подражать французским импрессионистам ни в сюжетах, ни в подходах, а продолжал именно русскую живописную традицию, развивая колорит.
Однако некоторые исследователи полагают, что сам сюжет картины — изображение запряженной лошади около дома — Левитан позаимствовал у Константина Коровина. Его работа «Зимой» создана на год раньше, однако настроение у картины совсем иное — минорное.
«Золотая осень», 1895 год
Картина схожа по настроению с работой «Март» и также написана в период душевного подъема Левитана. В имении Турчаниновых были созданы этюды к данной картине, а завершена она была уже в Москве. Считается, что на картине изображена река Съежа. То, что картина была написана уже вдали от природы, свидетельствует об удивительной зрительной памяти художника, благодаря которой он воссоздает целостное, «живое» изображение.
Художник выбрал для картины солнечный осенний день. С одной стороны, уже чувствуется увядание леса, ощущается прохлада воды в реке, но природа, наслаждаясь последними днями своей яркой осенней красоты, предстает перед нами в образе нарядной красавицы в золотом одеянии.
Совет: в «Золотой осени» художник экспериментирует с техникой — произведение написано крупными, объемными, практически рельефными мазками. Максимальное восприятие картины достигается, если отойти от нее на несколько метров.