Дворцы московского Кремля
Что-то совсем я забросила наши прогулки по московскому Кремлю. Вернёмся с Кавказа в Московию. Погоды у нас так себе, но в нашей уютной «гостиной Анны Шерер» всегда ясно. Сегодня прогуляемся по дворцам.
Теремной дворец.
Этот дворец считается первым каменным жилым строением на Руси.
До этого из камня возводили только дворцы для официальных и торжественных приемов, а в строительстве жилых помещений, в основном, использовалось дерево.
Теремной дворец в Кремле был построен в 1635-1637 годах во время правления царя Михаила Федоровича. Строительство велось под руководством архитекторов Огурцова, Ушакова, Константинова и Шарутина.
Само здание дворца имеет достаточно необычную архитектурную форму. На основании палат, возведенных еще при государе Иване III Алевизом Фрязиным, позже был выстроен нижний, так называемый подклетный ярус. На втором этаже находились мастеровые палаты — здесь шили одеяния для царского двора. Выше располагались покои царицы и наследников трона, а над ними — покои самого царя.
Кроме того, на третьем и пятом этажах Теремного дворца были сооружены просторные галереи, по которым прогуливались представители знатных сословий.
На самом верхнем этаже, над царскими покоями, заседала Боярская Дума. Место называли Златоверхим Теремком. С восточного фасада в государевы покои вел парадный вход — Верхнее Золотое крыльцо.
Фасады были украшены резными наличниками из белого камня с подвесными гирьками, на которые наносились орнаментальные украшения с фигурками птиц и зверей.
Последняя крупная реставрация фасадов и кровли Теремного дворца проводилась в 1992 году.
Что касается изначального интерьера, он, к сожалению, практически не сохранился. До нашего времени дошло убранство, которое было в царских покоях, начиная с 30-х годов XIX века (стены, расписанные в древнерусском стиле, разноцветные стекла-витражи в окнах, печи с изразцами).
Кроме непосредственно Теремного дворца, в этот архитектурный ансамбль включены Золотая Царицына палата и несколько домовых церквей, подведенные в 1682 году под общую кровлю, которую русские мастера украсили одиннадцатью позолоченными главами на изразцовых шейках. Эти главы венчали золоченые кресты.
В наши дни Теремной дворец в Кремле, наряду с другими зданиями Кремлевского архитектурного комплекса, выполняет функцию официальной резиденции Президента страны.
Потешный дворец.
У истоков строительства зданий из камня в Москве, наряду с Теремным дворцом, стоит усадьба тестя царя Алексея — боярина Милославского, возведенная в 1651 году, которая после его смерти стала называться Потешным дворцом. В нем устраивались театрализованные представления — «потехи», от которых он и получил свое название.
В результате переселения во дворец членов царской семьи его расширили и перестроили.
Само здание — это достаточно сложный комплекс построек, дворы которого соединяет проездная арка. В верхней части строения можно увидеть вышку со стилизованными византийскими арками.
Планировку дворцового комплекса отличает и нестандартное расположение домовой церкви Похвалы Богородицы, которая вписана в общее здание дворца.
Перестроили хоромы в начале XIX века по проекту архитектора Еготова. В результате перестройки были разобраны купола церкви, изменены фасад и интерьеры, с северной стороны пристроено крыло, а со стороны Кремля — балкон на столбах-кубышках.
Реконструированный Потешный дворец отдали представительству коменданта Москвы. Чуть ранее, во времена царствования Петра І, здесь располагался Полицейский приказ.
К сожалению, первоначальные интерьеры Потешного дворца утрачены, но, благодаря мастерству реставраторов, посетители и сегодня могут ознакомиться с барочной культурой XVII века.
Поражает своей уникальностью орнаментальная стенная роспись. Расчищены и изучены неповторимые резные сюжеты, изображающие турниры всадников, а также мифических и настоящих животных и птиц, не имеющих аналогов в декоре памятников второй половины XVII века.
Потешный дворец представляет собой единственный самобытный памятник архитектуры боярских жилых палат, дошедший до наших дней.
До 1932 года в Потешном дворце располагалась первая кремлевская квартира Сталина. В настоящее же время здесь располагается комендатура Кремля.
Именно благодаря ее поддержке были осуществлены реставрационные работы по восстановлению фасадов церкви и дворца в период с 2002 по 2004 год.
Большой Кремлёвский дворец.
Новый императорский дворец был построен по инициативе Николая I в 1838-1850 гг. на месте разобранных древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в ХVIIIв. дворца императрицы Елизаветы Петровны. Проектирование и строительство велись группой архитекторов в составе: Н.И.Чичагов, В.А.Бакарев, Ф.Ф.Рихтер, П.А.Герасимов, Ф.Г.Солнцев и др. под общим руководством К.А.Тона, признанного родоначальником “византийско-русского стиля”.
Дворцовый комплекс, получивший в дальнейшем название “Большой Кремлевский дворец”, помимо новопостроенного здания, включил в себя часть сохранившихся сооружений конца ХV-ХVII вв., входивших ранее в состав древней великокняжеской, а в последствии царской резиденции. Это Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец и дворцовые церкви. После постройки в 1851 г. Оружейной палаты и примыкающего к ней с севера здания Аппартаментов, соединенного воздушным переходом с дворцовым комплексом, образовался единый ансамбль Большого Кремлевского дворца, связанного композиционно и стилистически.
Постановкой новых зданий К.А. Тон в известной степени воспроизводил планировку древнего ансамбля, а решение фасадов развивало архитектурную тему старинных сооружений. Аркада первого яруса дворца – римейк подклета Алевиза; терраса поверх аркады повторяет старые гульбища и связывает ансамбль в пространстве; зимний сад над новым переходом напоминает висячие сады древности; резное фигурное обрамление оконных проемов двухсветного второго этажа, профилированные пилястры между ними, центральная повышенная часть с кокошниками, перекрытая куполом, перекликаются с архитектурой Теремного дворца.
Тем не менее творчество К.А.Тона отмечено новаторством: уникальные для русской архитектуры большепролетные облегченные кирпичные своды, металлические стропильные конструкции кровель, использование новых строительных материалов, в частности цемента для фигурных отливок, высоко оценивались современниками.
Внутренняя планировка императорского дворца, насчитывающая около семисот помещений, включает главный вестибюль с лестницей; пять парадных орденских залов; приемные парадные помещения императрицы; жилые покои императорской семьи, так называемую “Собственную половину” и служебные помещения, расположенные на первом этаже. Роскошная отделка интерьеров в духе времени выполнена в разных стилях – от “ренессанса” до “византийско-русского” и отличается изяществом, тонким вкусом и высоким качеством работ. Дворец по праву называют музеем русского дворцового интерьера.
В 1933-1934 гг. Александровский и Андреевский залы дворца, были перестроены в зал заседаний Верховного совета СССР, на долгие годы утратив великолепие своих интерьеров. В 1994-1998 гг. залы, по решению Президента РФ были восстановлены.
В настоящее время весь комплекс Большого Кремлевского дворца, кроме Оружейной палаты, является главной Резиденцией Президента РФ.
Сенатский дворец.
Здание Сената было построено по проекту архитектора М.Ф.Казакова в 1776-1787 гг. Отделка интерьеров продолжалась до 1790 г. Здание предназначалось для проведения собраний дворянства Московской губернии, но с переводом из Петербурга в Москву двух сенатских департаментов оно было предоставлено Сенату.
Для строительства была выделена территория, приобретенная Правительством у последних частных владельцев в Кремле. Она располагалась у Кремлевской стены между Арсеналом и Вознесенским и Чудовым монастырями.
Неудобная для строительства треугольная форма участка обусловила объемно-планировочное решение, блестяще разработанное автором. Масштаб Сената близок масштабу Арсенала и оба сооружения выровнены по высоте. План здания представляет собой равнобедренный треугольник с внутренним двором, разделенным дополнительными корпусами на три части: центральный пятигранный и боковые треугольные. По длинной стороне плана находится главный фасад, расположенный напротив Арсенала чуть под углом к нему, образуя расширение Сенатской площади к центру Кремля. Главная ось здания проходит по оси треугольника, на которой размещаются входная арка во внутренний двор, отмеченная ионическим портиком и овальным куполом над кровлей корпуса; центральный пятигранный двор и купольный зал-ротонда с ионической колоннадой, представляющий композиционный центр всего сооружения. Купол зала, ориентированный на Красную площадь, является одновременно центром одной из ее композиционных осей. Все помещения Сената соединены между собой коридором, проходящим по периметру двора.
Фасады решены в строгом стиле раннего классицизма. Цокольный и первый этажи обработаны рустом и служат постаментом для двух верхних этажей, объединенных ритмически расположенными вертикальными нишами с двумя рядами окон. Скошенные углы треугольника и центры второстепенных фасадов оформлены ризалитами с пилястрами дорического ордера и полуциркульными нишами. Фасады завершаются классическим антаблементом с карнизом на кронштейнах.
Круглый зал Сената по праву относят к шедеврам архитектуры. Современники называли его русским Пантеоном. Зал диаметром 24,7 м и высотой 27 м с колоннадой коринфского ордера по периметру перекрыт кессенированным куполом, в основании которого размещаются 24 световых окна. Скульптурные тематические барельефы украшают простенки между колоннами и окнами.
Возведение Сената явилось новым этапом в формировании типа большого общественного сооружения. В дальнейшем он служил образцом для зданий присутственных мест во многих губернских городах России.
В советское время в Сенате размещалось Правительство страны. В 1992-1995 гг. здание реконструировано под резиденцию Президента РФ. Исторические интерьеры сохранили только круглый и овальный залы, последний решен не менее изящно. Представительские кабинеты резиденции оформлены в стиле интерьеров ХIХ в.
Государственный Кремлёвский дворец.
В 1959-1961 гг. на территории кремля у Троицких ворот напротив Здания Арсенала по проекту авторского коллектива архитекторов, возглавляемого М.В.Посохиным, возводится Дворец съездов.
Введение современного здания в исторический ансамбль теоретически может быть обосновано многовековой историей формирования этого градостроительного памятника, в который каждая эпоха вносила свой более или менее значительный вклад. Однако строительство дворца было сопряжено с уничтожением одного из интересных памятников русского классицизма начала ХIХ в. – здания Оружейной палаты, а также ряда других исторических корпусов, что не может быть оправдано в эпоху уже сложившейся научной системы охраны памятников истории и культуры. Оценивая само сооружение, необходимо отметить, что его крупный нерасчлененный объем диссонирует в ансамбле.
Здание Дворца возводилось в период формирования современной отечественной архитектуры и отразило все поиски и технические достижения своего времени. Оно сооружено из бетона, металла и стекла, в отделке применены как традиционные, так и новейшие строительные материалы. Главный мотив в решении фасадов – ритм мощных вертикальных пилонов, облицованных белым мрамором, и широких стеклянных простенков, в зеркальной поверхности которых эффектно отражаются богатые формы древней архитектуры.
Центральной частью сооружения является зал, рассчитанный на 6000 мест и оборудованный как для проведения зрелищных мероприятий, так и общественных собраний и съездов. Здание на 17 м заглублено в землю, общее число помещений достигает восьмисот.
С 1992 г. Дворец съездов переименован в Государственный Кремлевский дворец и выполняет функции театра и общественного здания.
Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов можно с уверенностью назвать одним из наиболее ярких примеров русской архитектуры гражданского направления XVII века.
Их возводили по приказу патриарха Никона лучшие русские мастера. Ранее на этом месте были расположены митрополичьи, а позже — патриаршие кремлевские дворы. Строительство проводилось в период с 1653 по 1655 годы.
В отличие от традиций зодчества прошлых веков, когда архитектурные комплексы и ансамбли строились в виде группы отдельностоящих зданий, Патриаршие палаты сооружены в виде единого блока высотой в 3 этажа, замыкающего ансамбль Соборной площади с северной стороны.
Церковь Двенадцати апостолов установлена на некоторой возвышенности на специальных подъездных арках и введена в единый комплекс строений.
Целостность этого ряда построек подчеркнута аркатурным поясом, который можно увидеть на южном фасаде комплекса. По внешнему виду он перекликается с аркатурой Благовещенского и Успенского соборов.
Сразу после завершения строительства на первом этаже палат разместилась хозяйственная служба, а на втором — личные покои патриарха Никона. Кроме того, на втором этаже находились также парадные помещения — палаты.
В самой главной, которую именовали Крестовой либо Мироваренной, велись регулярные заседания Священного Собора, а также богатые пиршества во славу государя и его заморских гостей.
Несколько позже, уже в XVIII-XIX веках, в Патриаршие палаты переехала Московская Синодальная контора.
В наши дни на втором — верхнем — этаже Патриарших палат Кремля размещена музейная экспозиция, посвящённая русской культуре переходного периода XVII века.
Здесь можно увидеть старинную посуду и мебель, драгоценные украшения и образцы орнаментального или лицевого шитья, аксессуары для царской охоты и много других уникальных предметов быта и уклада того времени.
В домовой церкви Двенадцати апостолов в Московском Кремле посетителям предложена для ознакомления выставка икон, отражающая историю иконописного искусства XVII столетия, в том числе и оригинальные работы придворных художников Ушакова и Зубова.
Огромный интерес вызывает также необычный золоченый резной иконостас, созданный в XVII-XVIII веках.
#мояМосква, #МоскваПитер